DOMINUM ET VIVIFICANTEM
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG

duch swietyDominum et Vivificantem

"Господа и Животворящего"

 

Энциклика Его Святейшества Папы Римского Иоанна Павла II 

о Святом Духе в жизни Церкви и мира

 

 

 

Досточтимые братья, возлюбленные сыновья и дочери, приветствие вам и Апостольское Благословение!

 

Введение

 

1. Церковь исповедует свою веру в Духа Святого, «Господа Животворящего» («Господа и Подателя Жизни»). Она исповедует ее в Символе Веры, именуемом Никео-Константинопольским в память о двух Соборах – в Никее (325 от Р. Х.) и в Константинополе (381 от Р. Х.), где этот Символ был составлен и провозглашен. В нем сказано также, что Дух Святой «вещал через пророков».

 

 

Эти слова Церковь принимает от самого Источника ее веры, от Иисуса Христа. В самом деле, по Евангелию от Иоанна, Дух Святой дарован нам вместе с новой жизнью, как возвещает и обещает Иисус в великий день Праздника Кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И Евангелист поясняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него». Это тот же образ воды, которым Иисус пользуется в Своей беседе с женщиной-самарянкой, когда говорит об «источнике воды, текущей в жизнь вечную», и в разговоре с Никодимом, когда говорит о необходимости нового рождения «от воды и Духа» для того, чтобы «войти в Царствие Божие».

 

 

Поэтому Церковь, наученная словом Христовым и обращаясь к опыту Пятидесятницы и собственной апостольской истории, с самых первых веков провозглашает свою веру в Духа Святого как Подателя жизни, в Котором непостижимый Триединый Бог сообщает Себя людям, образуя в них источник жизни вечной.

 

 

2. Эта вера, неизменно исповедуемая Церковью, должна постоянно оживляться и углубляться в сознании Народа Божьего. В течение последнего столетия это происходило неоднократно: от Папы Льва XIII, издавшего энциклику Divinum illud munus (1897), полностью посвященную Духу Святому, Папы Пия XII, который в энциклике Mystici Corporis (1943) говорил о Духе Святом как о жизненном начале Церкви, в которой Он действует в единстве с главою Мистического Тела, Христом, и до II Ватиканского Вселенского Собора, указавшего на необходимость обновления учения о Святом Духе. Папа Павел VI сказал об этом: «За христологией и особенно экклесиологией Собора должны последовать новое изучение и новое почитание Духа Святого, как необходимое дополнение к учению Собора».

 

 

И в наше время, таким образом, древняя, но всегда новая вера Церкви призывает нас приблизиться к Духу Святому как к Жизнеподателю. Здесь нам служит поддержкой и побуждением духовное наследие, разделяемое с Восточными Церквями, которые с великой заботой сберегли необычайное богатство учения Отцов о Духе Святом. Уже поэтому мы можем сказать, что одним из важнейших церковных событий последних лет стало празднование 1600-летия Первого Вселенского Собора в Константинополе, проведенное одновременно в Константинополе и в Риме, в торжество Пятидесятницы в 1981 г. Тогда, благодаря размышлению о тайне Церкви, Святой Дух еще явственнее проявился как Тот, Кто указывает пути, ведущие к единству христиан, как высший источник этого единства, исходящего от Самого Бога. Апостол Павел особым образом выразил это словами, которыми часто начинается Евхаристическая Литургия: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Духа Святого да будет со всеми вами».

 

 

Из этого призыва исходили, в определенном смысле, и были вдохновлены им мои предыдущие энциклики Redemptor hominis и Dives in misericordia, посвященные событию нашего спасения, осуществленного Сыном, посланным Отцом в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него», и чтобы «всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Этот же призыв лег в основу и настоящей энциклики о Духе Святом, от Отца и Сына исходящем; Которому вместе с Отцом и Сыном подобают поклонение и слава, Одном из Божественных Лиц, Которое (…) пребывает в центре христианской веры и является источником и живой силой обновления Церкви. Энциклика берет начало в самом сердце наследия Собора. Ибо соборные тексты, благодаря их учению о Церкви как таковой и о Церкви в мире, побуждают нас глубже проникать в Троичную тайну Самого Бога через Евангелия, учение Отцов и Литургию – к Отцу, через Христа, во Святом Духе.

 

 

Таким образом Церковь отвечает и некоторым глубоким чаяниям, которые она различает сегодня в людских сердцах: стремлению к новому открытию Бога в Его трансцендентной действительности бесконечного Духа, каким Его представляет Христос женщине-самарянке; потребности поклоняться Ему «в Духе и истине»; надежде обрести в Нем тайну любви и силу «нового творения» – то есть обрести в нем именно Подателя Жизни.

 

 

К такой миссии – возвещать о Духе – Церковь сознает себя призванной, приближаясь со всем человечеством к концу второго тысячелетия от Рождества Христова. Перед лицом неба и земли, которые «прейдут», она хорошо знает, что «слова, которые не прейдут», становятся особо красноречивыми. Это слова Христа о Духе Святом, неисчерпаемом источнике «воды, текущей в жизнь вечную», то есть слова истины и спасительной благодати. Над этими словами она желает размышлять, к этим словам она желает привлечь внимание верующих и всех людей, готовясь праздновать – о чем будет сказано позже – великий Юбилей, коим будет отмечен переход от второго тысячелетия христианства к третьему.

 

 

Естественно, что нижеследующие размышления не ставят своей целью дать исчерпывающее рассмотрение богатейшего учения о Духе Святом или помочь разрешению некоторых вопросов, все еще остающихся открытыми. Их главная цель – развить в Церкви осознание того, что «Святой Дух побуждает ее содействовать тому, чтобы замысел Бога, Который поставил Христа Началом спасения всему миру, успешно завершился».