VERITATIS SPLENDOR
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG

nauczanieVeritatis splendor

"Сияние истины"

 

Энциклика о некоторых основных проблемах

нравственного учения Церкви

 

 

Досточтимые братья в епископском служении, привет вам и апостольское благословение!

 

Сияние истины светится во всех делах Творца, особенно в человеке, сотворенном по образу и подобию Божию (см. Быт 1,26) - истина освещает разум и формирует свободу человека, ведя его к познанию и любви Господа. Поэтому и псалмопевец взывает: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс 4,7).

 

Введение

 

Иисус Христос - истинный свет, освещающий каждого человека

 

1. Призванные ко спасению верою в Иисуса Христа, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин 1,9), люди становятся «светом в Господе» и «детьми света» (ср. Еф 5,8) и освящаются через «послушание истине» (ср. 1Петр 1,22).

 

Это послушание не всегда просто. Вследствие загадочного первородного греха, совершенного по наущению дьявола, который есть «лжец и отец лжи» (Ин 8,44), человек постоянно подвергается искушению, для того чтобы его взор отвращался от живого и истинного Бога и устремлялся к идолам (ср. 1Феc 1,9), заменяя «истину Божию ложью» (см. Рим 1,25); так притупляется и способность человека постигать истину и ослабляется воля послушания ей. В итоге человек, поддаваясь релятивизму и скептицизму (ср. Ин 18,38), начинает искать призрачную свободу вне самой истины.

 

Но тьма заблуждения и греха не может совсем угасить в человеке свет Бога Творца. В глубине сердца он испытывает постоянную тоску по абсолютной истине и жаждет познать ее в полноте, о чем свидетельствуют неутомимые поиски, предпринимаемые человеком во всех сферах деятельности. Еще яснее это подтверждается его поисками смысла жизни. Развитие науки и техники, хотя и является блестящим свидетельством ума и настойчивости человека, не дает ответа на основные религиозные вопросы человечества, а скорее побуждает человека встать на путь решающей мучительной борьбы, происходящей в сердце и совести.

 

2. Ни один человек не может избежать фундаментальных вопросов: Что мне делать? Как отличить добро от зла? Ответ можно найти только в сиянии истины, которая светится в глубине человеческого духа. Об этом свидетельствуют и слова псалмопевца: «Кто покажет нам благо? Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (ср. Пс 4,7).

 

Свет лица Божия сияет в полноте своей красоты в облике Иисуса Христа, в «образе Бога невидимого» (ср. Кол 1,15) и «в сиянии Его славы» (ср. Евр 1,3), «полном благодати и истины» (Ин 1,14): Он есть «путь, и истина, и жизнь» (Ин 14,6). Поэтому окончательный ответ на каждый вопрос человека, прежде всего на его религиозные и нравственные вопросы, дает только Иисус Христос. Более того, Сам Иисус Христос является ответом, как об этом упоминает II Ватиканский Собор: «Тайна человека истинно проясняется лишь в тайне Воплощенного Слова. Ведь Адам, первый человек, был образом будущего, т.е. Христа Господа. Христос, последний Адам, в Откровении тайны Отца и Его любви полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание».

 

Иисус Христос, «Свет народам», освещает лик Своей Церкви, которую Он послал ко всему миру благовествовать Евангелие всему творению (ср. Мк 16,15). Таким образом Церковь, «Божий народ между народами», зная о новых вызовах истории и о человеческих усилиях, затрачиваемых на поиски смысла жизни, предлагает всем ответ, источником которого является истина Иисуса Христа и Его Евангелия. Всегда живо осознание Церковью того, что ей «надлежит во всякое время различать знамения времен и истолковывать их в свете Евангелия, чтобы она могла дать каждому поколению подобающий ответ на вечные вопросы людей о смысле нынешней и будущей жизни и об их взаимосвязи».

 

3. Пастыри Церкви, в общении с Преемником святого Петра, близки верным в этом усилии, сопровождая их, ведя своим наставлением, всегда находя новые слова любви и милосердия, чтобы обращаться не только к верующим, но ко всем людям доброй воли. II Ватиканский Собор является исключительным свидетельством такой позиции Церкви, которая, будучи «знатоком человеческих дел», стремится служить каждому человеку и всему миру.

 

Церкви известно, что нравственные вопросы глубоко тревожат каждого человека, затрагивая всех, даже тех, кто не знает Христа и Его Евангелия или вообще не знает Бога. Ей известно, что именно благодаря нравственной жизни перед каждым открывается путь спасения. Об этом свидетельствует и II Ватиканский Собор, утверждая: «А те, кто не по своей вине не знают Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищут Бога искренним сердцем и под воздействием благодати стремятся исполнять своими делами Его волю, познаваемую голосом совести, могут обрести вечное спасение». И добавляет: «Божественное Провидение не отказывает в необходимой для спасения помощи тем, кто не по своей вине еще не достиг ясного познания Бога, но пытается, не без благодати Божией, вести правильную жизнь. Ибо все доброе и истинное, что можно у них обнаружить, Церковь считает неким приуготовлением к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он, наконец, обрел жизнь».

 

Предмет настоящей Энциклики

 

4. Всегда, но особенно на протяжении последних двух веков, верховные понтифики стремились, лично или вместе с коллегией епископов, развивать относительное учительство, касающееся многих различных областей жизни человека. От имени Иисуса Христа и Его авторитетом они увещевали, провозглашали и объясняли; верные своей миссии, они вели борьбу во благо человека, укрепляли его, поддерживали и утешали; благодаря помощи Духа истины они способствовали лучшему пониманию нравственных требований в сфере человеческой сексуальности, в области семьи, в общественной, экономической и политической жизни. В предании Церкви и в истории человечества их наставление способствует постоянному углублению нравственного сознания.

 

Однако сегодня видна необходимость всестороннего осмысления нравственного учения Церкви с конкретной целью - напомнить некоторые основные истины католического учения в контексте современных попыток их искажения или отрицания. Дело в том, что внутри самого христианского сообщества сложилась новая ситуация, когда в отношении нравственного учения Церкви продолжают распространяться всевозможные сомнения и возражения гуманитарного, психологического, общественного, культурного, религиозного или собственно богословского характера. Это уже не частная или сиюминутная критика, а попытка подвергнуть глобальному и систематическому обсуждению наследие нравственного учения, опирающегося на определенные антропологические и этические концепции. У истоков этой критики можно обнаружить более или менее заметное влияние направлений мысли, стремящихся к разрыву существенной и принципиальной связи между свободой человека и истиной. Так отвергается традиционное учение о естественном законе, об универсальности и неизменности его предписаний; считается, что некоторые элементы нравственного учения Церкви просто невозможно принять; что Учительство Церкви может высказываться по вопросам нравственности лишь затем, чтобы «увещевать совесть» и «предлагать ценности», которые бы вдохновляли каждого на самостоятельные решения и жизненный выбор.

 

Особенно следует обратить внимание на разногласие между традиционным учением Церкви и некоторыми богословскими взглядами (распространенными, в том числе и в семинариях, и на богословских факультетах) в вопросах, имеющих большое значение для Церкви и для согласующейся с верой жизни христиан, а также для межличностных отношений. Возникают такие вопросы: могут ли Божий заповеди, запечатленные в сердце человека и составляющие часть Завета, действительно стать светом, освещающим каждодневные решения отдельных людей и общества в целом? Можно ли быть послушным Богу, то есть любить Бога и ближнего, не соблюдая этих заповедей при любых обстоятельствах? Существует распространенное мнение, ставящее под вопрос существование нерушимой внутренней связи между верой и нравственностью, будто бы только вера имеет решающее значение для принадлежности к Церкви и для ее внутреннего единства, в то время как в области нравственности допускается плюрализм мнений, а поведение может зависеть от индивидуального, субъективного решения совести или от сложности общественно-культурных условий.

 

5. В таком контексте, актуальном до сих пор, я принял решение (как я это уже сообщил в Апостольском послании Spiritus Domini, опубликованном 1 августа 1987 г. по случаю 200-летней годовщины со дня смерти св. Альфонса Марии де Лигуори) написать энциклику, посвященную «расширенному и углубленному рассмотрению проблем, касающихся самых основ нравственного богословия», подрываемых некоторыми направлениями современной мысли.

 

Обращаюсь к вам, досточтимые братья в епископском служении, разделяющие со мной ответственность за соблюдение «здравого учения» (2Тим 4,3), с целью уточнения некоторых доктринальных аспектов, существенных для преодоления ситуации, которую, без сомнения, следует считать настоящим кризисом, поскольку она создает необычайно серьезные затруднения для нравственной жизни верующих и для общения Церкви, а также для справедливой и солидарной общественной жизни.

 

Ожидаемая уже давно, эта энциклика публикуется лишь теперь, в том числе и потому, что представлялось желательным, чтобы ей предшествовало издание Катехизиса Католической Церкви, который содержит полное систематическое изложение нравственного христианского учения. Катехизис определяет нравственную жизнь верующих, ее основы и ее многообразное содержание как жизнь «детей Божьих»: «Осознавая в вере свое новое достоинство, христиане призваны жить "достойно Евангелия" (ср. Флп 1,27). Через таинства и молитву они принимают благодать Христа и дары Святого Духа, которые помогают им так жить» Ссылаясь на текст катехизиса, который является «надежной и аутентичной точкой соотнесения в преподавании католического учения», энциклика ограничивается только рассуждением о некоторых основных вопросах нравственного учения Церкви, что осуществляется в форме необходимого понимания проблем, вызывающих разногласия между специалистами в области этики и нравственного богословия. Именно это является специфическим предметом данной энциклики, цель которой — на фоне обсуждаемых проблем привести доводы нравственного учения, опирающегося на Священное Писание и на живое апостольское Предание, одновременно раскрывая предпосылки и последствия критики, направленной против этого учения.