LUMEN FIDEI
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG

swiatlo

 

Lumen fidei

"Свет веры"

 

Энциклика Верховного Понтифика Франциска епископам, пресвитерам и диаконам, людям посвященным Богу, и всем верным мирянам о вере

 

 

 

Введение

 

1. СВЕТ ВЕРЫ - этим словосочетанием Предание Церкви обозначило великий дар, принесенный Иисусом. В Евангелии от Иоанна Он Сам говорит о Себе так: ≪Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме≫ (Ин 12,46). А святой Павел говорит следующее: ≪Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца≫ (2Кор 4,6). В жаждущем света языческом мире развился культ бога Солнца, Sol invictus, к нему взывали на рассвете. И хотя солнце вновь рождалось каждый день, люди хорошо понимали, что оно неспособно озарить светом все бытие человека. Ведь солнце не освещает всю реальность, его сияние неспособно проникнуть во мрак смерти, туда, где очи человека закрыты для солнечного света. ≪Нельзя найти ни одного человека, который бы решился умереть за веру в солнце≫, - утверждает Юстин Мученик. Христиане, зная, какой великий горизонт открывает перед ними вера, называли Христа Истинным Солнцем, ≪чьи лучи даруют жизнь≫. Марфе, оплакивающей смерть брата Лазаря, Иисус говорит: ≪Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?≫ (Ин 11,40). Кто верит - тот видит; видит в свете, озаряющем всю протяженность пути, потому что нам сопутствует воскресший Христос, незакатная утренняя звезда.

 

Не иллюзорен ли свет?

 

2. И все же, беседуя о свете веры, мы слышим возражение многих наших современников. В эпоху нового времени стали считать, что этого света было достаточно для античных обществ, но в современном мире он бесполезен для повзрослевшего человека, гордящегося разумом и желающего по-новому исследовать будущее. В этом смысле веру сочли иллюзорным светом, препятствующим человеку культивировать идею смелого познания. Молодой Ницше призывал свою сестру Элизабет ≪отважиться на новые пути, [...] в неопределенности самостоятельного продвижения вперед≫. И добавлял: ≪Здесь расходятся пути человечества: если ты желаешь обрести мир в душе и счастье - верь; если желаешь быть учеником истины - исследуй≫. Вера, якобы, противится поиску. Исходя из этого, Ницше будет критиковать христианство за то, что оно умалило значение человеческого бытия, лишив жизнь новизны и приключения. То есть вера как иллюзия света, за трудняющая нам, свободным людям, путь в будущее.

 

3. В этом процессе вера, в конце концов, ассоциировалась с темнотой. Считали, что веру можно сохранить, найти для нее пространство, если вера будет сосуществовать со светом разума. Пространство для веры открывалось в том, что разум не мог просветить, в том, в чем человек более не мог быть уверен. Поэтому веру воспринимали как прыжок в пу стоту, который мы совершаем из-за нехватки света, побуждаемые слепым чувством; или как субъективный свет, возможно, способный согреть сердце, принести частное утешение, но который невозможно предложить другим как объективный и общий свет, освещающий путь. Однако мало-помалу становилось очевидным, что свет независимого разума не способен в достаточной мере осветить будущее; в итоге грядущее остается во мраке и внушает человеку страх перед неизвестностью. Итак, человек отказался от поиска великого света, великой истины, удовольствовавшись слабыми лучами, освещающими краткий миг, но неспособными открыть путь. Когда не хватает света, все оказывается неясным, невозможно отличить добро от зла, путь, ведущий к цели, от пути, заставляющего нас все время бесцельно кружить.

 

Свет, который необходимо открыть заново

 

4. Поэтому насущно необходимо заново осознать, что свет - отличительная особенность веры, ведь когда ее пламя угасает, то, в конце концов, затухают и все прочие огни. Действительно, свету веры присущ исключительный характер, он способен осветить все бытие человека. Поскольку этот свет столь сильный, он не может исходить от нас самих, а должен исходить от истинно первоначального источника, должен исходить, в конечном счете, от Бога. Вера рождается во встрече с живым Богом, зовущим нас и открывающим нам Свою любовь - любовь, предваряющую нас, на которую мы можем опираться, чтобы быть устойчивыми и созидать жизнь. Преображенные этой любовью, мы получаем новые очи, ощущаем, что в ней заключено великое обетование полноты, и устремляем взгляд в будущее. Вера, получаемая нами как сверхъестественный дар Бога, оказывается путеводным светом, сиянием, указывающим направление нашего странствия во времени. С одной стороны, он исходит от прошлого, это свет основополагающей памяти о жизни Иисуса: в ней проявилась Его безоговорочно верная любовь, способная победить смерть. Но вместе с тем, поскольку Христос воскрес и ведет нас за порог смерти, вера - это свет, исходящий от будущего, открывающий перед нами широкие горизонты и выводящий нас из нашего изолированного ≪я≫ в полноту общения. В таком случае мы понимаем, что вера не обитает во мраке; что она - свет для нашей тьмы. Данте в ≪Божественной комедии≫, исповедав веру перед святым Петром, описывает ее так: ≪... искра здесь живая, / Чье пламя разрослось, пыланьем став. / И, как звезда небес, во мне сверкая≫. Я хотел бы поговорить именно об этом свете веры, чтобы он, усилившись, осветил настоящее и стал звездой, указывающей горизонты нашего странствия, в эпоху, когда человеку особенно необходим свет.

 

5. Накануне Своих страданий Господь заверял Петра: ≪Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя≫ (Лк 22,32). Далее Он просил его: ≪утверди братьев твоих≫ в той же самой вере. Осознавая обязанность, возложенную на Преемника Петра, Бенедикт XVI пожелал объявить этот год Годом веры, временем благодати, помогающим нам ощутить безграничную радость верования, оживить восприятие того, какие широкие горизонты открывает вера, чтобы мы, верные памяти о Господе, поддерживаемые Его присутствием и действием Святого Духа, исповедовали веру в ее целостности и чистоте. Убежденность веры, сообщающая жизни величие и полноту, сконцентрированная на Христе и на силе Его благодати, одухотворяла миссию первых христиан. В Деяниях мучеников мы читаем следующую беседу римского префекта Рустика с христианином Иераксом. ≪Где твои родители?≫ - спросил судья у мученика, и тот ответил: ≪Наш истинный отец - Христос, а наша мать - вера в Него≫. Для тех христиан вера, как встреча с живым Богом, явленным во Христе, была ≪матерью≫, ведь она позволяла им появиться на свет, зарождала в них Божественную жизнь, новый опыт, ясное в©дение бытия, ради чего они были готовы публично свидетельствовать до конца.

 

6. Год веры начался в 50-ю годовщину открытия II Ватиканского Собора. Это совпадение позволяет нам увидеть, что II Ватиканский Собор был посвящен вере6, поскольку призвал нас поставить в центр нашей церковной и личной жизни первенство Бога во Христе. Ведь Церковь никогда не считает веру чем-то само собой разумеющимся, а знает, что этот Божий дар следует питать и укреплять, с тем, чтобы вера продолжала направлять путь Церкви. II Ватиканский Собор позволил вере засиять изнутри человеческого опыта, пересекшись тем самым с путями современного человека. Таким образом, стало очевидно, что вера обогащает все измерения человеческого бытия.

 

7. Этими размышлениями о вере - в русле всего сказанного Учительством Церкви об этой богословской добродетели - я намерен дополнить написанное Бенедиктом XVI в энцик ≪Хотя Собор не говорит специально о вере, о ней он ведет речь на каждой странице, признает ее жизненно важный и сверхъестественный характер, считает ее целостной, сильной и строит на ней свои наставления. Достаточно вспомнить соборные утверждения [...] для того, чтобы понять, что Собор, в согласии с доктринальной традицией Церкви, считает сущностно важной веру, истинную веру, источник которой Христос, а русло - Учительство Церкви≫ ликах о любви и надежде. Он почти довел до конца черновой вариант и энциклики о вере. Я ему за это глубоко благодарен и, в братской любви во Христе, принимаю его драгоценный труд, некоторыми размышлениями дополнив его текст. Действительно, Преемник Петра вчера, сегодня и завтра неизменно призван ≪утверждать братьев≫ в неизмеримом сокровище веры, даруемой Богом как свет на пути каждого человека.


В вере, в Божием даре, в изливаемой Им сверхъестественной добродетели, мы признаем, что нам дана безграничная Любовь, что к нам обращено благое Слово и что, если мы принимаем это Слово, Которое есть Иисус Христос, Во площенное Слово, то Святой Дух преображает нас, освещает путь будущего и взращивает в нас крылья надежды, чтобы мы с радо стью преодолели этот путь. Вера, надежда и любовь, чудесно переплетаясь, направляют христианское бытие к полному общению с Богом. Что же за путь открывает перед нами вера? Откуда исходит ее сильный свет, позволяющий озарить путь счастливой и благодатной жизни, изобилующей плодами?