LECTIO DIVINA
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG

Lectio divina (Божественное чтение)

 

Lectio divina - это род молитвы, берущий свое начало в чтении Священного Писания. Цель Божественного чтения - созерцание Бога через веру, чтобы достичь единения с Христом, а через Него - приблизиться к Отцу.

 

 Шаги в "Lectio Divina"

 

1. Lectio - чтение

 

Когда откроchtenie1ешь книгу Священного Писания либо склонишься над чтениями, находящимися на страницах Лекционария, слова, написанные там, читай медленно и с большим вниманием, чтобы в твое сердце вошло то, что хочет донести до тебя Дух Святой через библейский текст, который читаешь. Чтение Слова Божьего должно совершаться с осознанием того, кого слушаешь. Личность, обращающаяся к тебе, - это Иисус Христос.

Однако, возникает вопрос: как читать библейский текст? Сначала необходимо прочитать его один раз, а затем повторить еще много раз, даже вслух, если это возможно. Также можешь использовать карандаш, чтобы подчеркнуть некоторые конкретные слова и фразы, или важные мысли, которые коснулись тебя. Кроме того, можешь также находить важные элементы данного фрагмента, такие как окружающая среда и исторический контекст, участники событий, содержащиеся в нем чувства и образы, принятые меры, сказанные слова, сравнения и повторяющиеся тексты. Как видишь, Священное Писание – это книга, которую надлежит изучать без излишней поспешности. Продолжительное повторение данного текста, а также сопутствующее ему сосредоточение, позволит тебе по-настоящему узнать библейский текст и постоянно находить в нем новые детали, сокрытые в Слове Божьем. Твоим проводником на пути усваивания священных текстов будет разъяснительно - духовный комментарий к Библии.

Этот этап чтения Священного Писания является твоим личным поиском литературного и исторического смысла, что должно быть сделано с большим уважением к самому тексту. На этом этапе ты можешь использовать различного рода исследования и библейские комментарии, которых достаточно много. Но помни о том, что основным условием для этого этапа погружения в Слово Божье является то, что ты должен слушать Господа; когда читаешь священные фрагменты, Он направляет к тебе Свое Слово. Пребывание в тишине, которую необходимо соблюдать, не является только условием сохранения физического и психологического спокойствия - это тишина "твоей жизни" в присутствии дара, который даёт Сам Бог. Молчание - первый аспект того, что ты слушаешь. И именно в тишине ты встречаешься со Словом, когда начинаешь Его слушать, что характеризуется возможностью чуткой восприимчивости, которая является первым признаком приверженности всеобъемлющему процессу, каким является разговор с Богом (lectio divina). Если таким образом ты начнешь читать Слово Божье, то, как говорит святой Амвросий: "Бог будет ходить по земному раю" вместе с тобой, и ты будешь слышать, как Он говорит с тобою.

 

 

                           2. Meditatio - размышление

 

razmyshl1

Следующим шагом является медитация, или размышление. Размышлять, это значит вникать в постоянное и неизменное значение библейского текста. Размышлять – это значит искать вкус Слова, а не знания, используя дар погружения в себя и концентрации, искать возможности, чтобы открыть перед ним свой внутренний мир. Наконец, размышлять, - это закрывать глаза пред Господом и сравнивать библейский текст со своей собственной жизнью, так чтобы суметь заметить отношения и чувства, которые передает тебе Слово Божье.

По правде говоря, ты сам можешь себе помочь, задавая соответствующие вопросы по отношению к тексту, прочитанному ранее. Вот некоторые из них: какова ключевая мысль и основополагающая ценность содержания данного текста? Почему он важен для меня? Что предлагает мне, и о чем спрашивает меня? Какие отношения и чувства мне передает? Каким образом они могут вступить в силу? Во время размышления над Словом Божьим, речь идет о том, чтобы его сила углублялась в наших сердцах; затем, о мобилизации всех наших сил и способностей для того, чтобы попытаться его сопоставить, чтобы достичь глубины и открытости по отношению к его силе.

Так, медитация является размышлением над Словом Божьим, услышанным либо прочитанным с целью разглядеть его глубину и значение, а также, чтобы сравнить его с нашей жизнью. Это слово не "переваривается" только во время медитации, но и в течение всего дня, когда мы слышим его голос внутри себя, и тогда, когда оно отражается в наших повседневных делах и обязанностях. Этот вид медитации помогает нам ухватить "духовный смысл" Священного Писания, то есть, смысл, который Дух Божий желает нам передать через Слово.

Наученные тем, что слышим, мы не воспринимаем текст как что-то такое, что можем послушать, но как то, что мы переживаем, чего касаемся нашими руками; мы не воспринимаем его как удивительную и никогда ранее не слыханную историю, но как то, что разжигает глубину нашего сердца, как если бы речь шла о чувствах, которые формируют важную часть нашего существования.

В конце концов, это не чтение позволяет нам углубить смысл прочитанных слов, но опыт прожитой нами жизни.

 

 

3. Oratio - молитва

 

molitw1После размышления над Словом Божьим появляется непреодолимая необходимость молитвы, которая является следующим этапом lectiodivina. Молиться - это значит отвечать Богу, выслушав Его слова, это говорить наше "да" Его воле и Его планам по отношению к нам. Святой Августин говорил: "Твоя молитва - это разговор с Богом. Когда ты читаешь Священное Писание, то Бог говорит с тобой, а когда молишься, ты говоришь с Богом. Во время медитации открываешь то, что Бог говорит с тобой в глубине сердца. И теперь Он ждет ответа на свое Слово. Отметим, что ответ принимает форму молитвы. Другими словами, после того как Слово становится плотью в твоем внутреннем мире, молитва позволяет ему оттолкнуться и вернуться к Богу в форме мольбы. Слово Божье, ставшее молитвой, становится мотивом для славословия, благодарения, просьбы, доверия, покаяния и благословения. Это заметил Святой Августин: "Если какой-либо текст является молитвой, молись; если стоном, стони; если благодарностью, пребывай в радости; если это текст надежды, уповай; если страха, бойся. Потому что, то, что ты чувствуешь по отношению к библейскому тексту, является отражением тебя самого".

Молитва – это обращение человека к Богу словами, вдохновленными Его Словом. Преобразование Слова Божьего в молитве означает рассмотрение через Слово нашей повседневной жизни, которая состоит из радости и боли, успехов и поражений, но также и частого столкновения с волей Бога. Молитва, таким образом, является просьбой, обращенной к Богу в духе сыновнего и настойчивого упования, о получении силы для принятия в дальнейшем наших обязанностей и перенесения различных, порой даже трудных, ситуаций так, как того хочет Бог. Это реальное желание того, чего Он требует от нас.

До тех пор, пока будет существовать раскол и отсутствие согласованности между молитвой и действием, не будет не единой возможности для достижения воплощенной молитвы и действий, существующих в духовном единстве. Только тот, кто любит, будет в состоянии фактически превратить в молитву всю свою жизнь, потому что молиться значит действовать. Молиться - это не означает, пребывать в некотором сентиментальном восторге, а скорее искать волю Божью и исполнять ее в духе радости и великодушия.

 

 

4. Contemplatio - созерцание

 

sozercanie1Если ты правильно и должным образом прошёл более ранние фазы lectio divina, то сам Господь введет тебя в следующий этап - созерцание. Созерцание не является какого-либо рода техникой, либо каким-то приложением, но тем, что приходит извне, или скорее это дар Святого Духа, вытекающий из опыта фактически осуществленных Lectio. Другими словами: созерцание – это пассивное состояние близости, в котором момент действия находится в руках Бога. Это знакомство с Богом, основанное на опыте сердца, как это было на примере отцов церкви и духовных учителей, на наследие которых опираются отдельные этапы созерцания.

Это сам Бог вводит тебя в созерцание Его тайны: тайны Бога Отца, тайны Сына и тайны Святого Духа. Созерцать Слово Божье означает забыть о деталях и войти в то, что является наиболее важным. Таким образом, не разумом, но сердцем обретешь в тайне Бога свою собственную жизнь и тайну, базируясь на основе диалога, который является простотой, поклонением, изучением и опытом встречи с Отцом, любящим тебя, как сына. Почувствуешь желание смотреть только на Иисуса, только в Нем искать отдохновения, быть открытым для Его любви к тебе, принимая Царство Божье с убежденностью в том, что ты пребываешь в общении и единении с Господом.

Созерцать - это смотреть взглядом поклонения в тишине на тайну Бога Отца, Друга Иисуса и Духа Любви. Это обретение четкого и яркого участия в реальности Бога, что доступно людям чистым, простым и скромным. Это не плод специальной благодати, ни каких-либо колоссальных усилий или экстаза. Это, скорее, разрешение на действие в нас Духа Божьего, и осознание того, что все это бесценный дар. Созерцание, будучи результатом lectiodivina. является типичным отношением для тех, кто полностью погружается в события повседневной жизни, чтобы обнаружить и насладиться ими в творческом и активном присутствии Божьего Слова. Кроме того, это типичное отношение для тех, кто вовлечен в процесс трансформации, берущий начало в человеческой истории через Слово. Созерцание реализует и претворяет в жизнь Слово Божье, давая прекрасные эффекты, которые являются залогом радости ..., "что приготовил Бог любящим Его" (1Кор 2,9).

Таким образом, твои личные события уходят на второй план в связи с опытом созерцания, который должен вести в направлении praksis (практики), в направлении евангелизации, в направлении дел любви, которая становится служением по образу Девы Марии, и, наконец, в направлении встречи с человеком, с целью показать ему Бога, Его присутствие и важность для человеческой и духовной жизни. 

 

 

            5. Actio - действие и соблюдение Слова Божьего в жизни

  

Ранние этапы, хотя и сами по себе имеют большое значение, однако выполняют свои функции только тогда, когда находят отражение в жизни. Поэтому я советую тебе жить одним словом или одной фразой, почерпнутой из Слова Божьего. Нельзя сказать, что путь Lectio пройдён, достиг своей цели, если ты не дошел до такой позиции, когда Слово Бога становится для тебя школой жизни. Ты достигнешь этой цели тогда, когда ощутишь в себе плоды Духа, типичных для Lectio. А это: внутренний мир, в котором процветает радость и удовольствие от Священного Писания; возможность сделать правильный выбор между тем, что имеет большое значение и является делом Бога, и тем, что тривиально, банально, и происходит от злого духа; смелость выбора и мужество конкретного действия, основанные на ценности Евангелия.

Евангелие – это книга, описывающая жизнь Господа, и была создана для того, чтобы быть книгой нашей жизни. Она написана не только для того, чтобы читать её, но чтобы она была в нас и чтобы она была принята нами.

Над словами из книг, написанных людьми, можно размышлять и понимать их. Слова из Евангелия другие: не только понимать, но и принимать душой и воплощать их. Поэтому Слово Божье должно стать формой, определяющей твою жизнь и поведение. 

К каждому Lectio Divino можно добавить тексты, называемые "Духовным чтением". Их целью является изучение Слова Божьего в течение дня. Хотя Священное Писание является единственным источником Lectio Divino, для более глубокого постижения священных текстов, мы не должны забывать о существовании комментариев, которые оставили Отцы Церкви, а также об учении святых и многочисленных работ современных авторов.

Прежде чем закрыть книгу Священного Писания, прими конкретное решение, которое выполнишь, и которое поможет тебе в процессе роста и строительства твоей христианской жизни. В конце твоей личной встречи со Словом Божьим направь к Богу молитву, подобную той, которую приводим ниже:

О, добрый Отче! Источник любви. Благодарю Тебя за дар, который Ты даешь мне в виде Иисуса, живого Слова и Духовной Пищи моей жизни.

Соделай меня слугой Слова Сына Твоего, Слова, которое я прочитал и принял в мое сердце. И сделай так, чтобы я сумел сравнить эти слова с моей жизнью.

Дай мне благодать наполнить ими мою повседневность, чтобы я мог найти счастье в применении их в жизни, и чтобы я был живым знамением и подлинным свидетелем Евангелия среди окружающих меня братьев и сестер. Через Христа. Господа нашего. Аминь