ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД А
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
rozmyslanie1LECTIO
 
Первое чтение
из Книги пророка Исаии 7,10-14
 
"10И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. 12И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. 13Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 14Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил".
 
В только что прочитанном фрагменте, взятом из Книги пророка Исаии, видим царя Ахаза, боящегося соглашения, заключенного соседствующими царями, желающими втянуть его в войну против Ассирии, который ищет помощи у царя, являющегося его врагом. Однако, действуя так, он открывает путь для начала ассирийского господства. Тогда как пророк Исаия увещевает его, чтобы имел веру и был спокоен. Рекомендует ему выбрать путь веры, исполненный практической мудрости, который на долгое время позволит отодвинуть господство иностранной армии.
Бог, зная сомнения веры, переживаемые в таком важном и трудном моменте, когда в игру вступают серьезные вопросы: война и политика, когда кажется, что Он сам мало что значит или даже вообще ничего не значит, готов Сам дать знамение Ахазу, чтобы помочь его слабой вере. Но Ахаз отклоняет предложенную ему помощь и поступает как настоящий лицемер: создает видимость обращения к религиозной мотивации („Не буду просить и не буду искушать Господа”), но в действительности ему чуждо отношение веры, предполагающее подчинение деяниям Божьим. В действительности он не является атеистом, так как верит в Бога, но здесь возникает проблема. И речь не идет о международной проблеме, как бы мы сказали сегодня. Это гораздо важнее: проблема Бога. И, говоря более конкретно, речь идет о вопросе выбора, совершаемого каждый день. Другими словами: должен ли быть Бог прославляем только тогда, когда мы идем в храм, а наши решения и так будут приниматься, опираясь чисто на решения человеческой власти?
На этот драматический вопрос, Бог отвечает, используя знамение: се, Дева родит Сына, который примет символическое имя "С нами Бог". Конечно, это малый знак. Знак, требующий глубокой веры. Ибо, что такое маленький, слабый ребенок против огромной и мощной армии? Но, с другой стороны, это знак говорящий о многом, потому что Сам Бог утверждает, что позаботится о жизни людей, которым гарантирует великое будущее.
Эти слова, сказанные только однажды, были неустанно повторяемы народом Божьим, и в конечном итоге нашли свое исполнение в младенце Иисусе, рожденном от Девы Марии и ставшим знаком присутствия Бога среди людей.
 
Второе чтение
из Послания св. Апостола Павла к римлянам 1,1-7
 
"1Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа".
 
В самом начале Послания к римлянам св. Павел говорит о себе "призванный Апостол", чтобы с самого начала было ясно, что Евангелие, проповедуемое им, не дело человека, но то, что исходит от Бога. Затем провозглашает значительный, можно даже сказать, центральный момент этого Евангелия - исповедание веры в Иисуса как Мессию, заповеданного в Священном Писании Ветхого Завета сына Давидова, Сына Божия определенного через воскресение из мертвых (ст. 3-4). Что касается самого титула "Сын Божий", это не означает, что Иисус не был Сыном Божьим до воскресения, но это воскресение утверждает его таковым, то есть „в силе”, ибо ранее он предстал в слабости человеческого тела.
Так, в духе веры, Церковь неустанно исповедует его как Мессию, Сына Божия и Господа нашего. И те, кто слышат голос Евангелия, получают бесценный дар: "возлюбленным Божиим, призванным святым".
 
Евангелие
от Матфея 1,18-24
 
"18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: снами Бог. 24Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою".
 
Сегодня фрагмент Евангелия является прямым продолжением генеалогии Иисуса (Мф 1,1-17). Ссылаясь на длинный ряд имен предшественников, Евангелие ясно говорит о том, что Иисус во всей полноте включен в историю человечества, но также указывает на то, что в этом ребенке заключена уникальная тайна: он не родился непосредственно от отца, но от „Марии”. Таким образом, остаются для уточнения два вопроса, содержащиеся в сегодняшнем Евангелии. Первый: каково истинное происхождение Иисуса? Второй: как можно называть его "Сын Давидов", если он не рожден от прямого потомка Давида?
События, описанные в этом отрывке, являются только частью всей тайны Иисуса. Потому что Иисус родился от Девы Марии, и как истинный человек был введен в историю человечества, но его зачатие было делом "Святого Духа". Более того, именно Ему, так сказать непосредственно, были приписаны слова из пророчества Исайи, которые называют этого ребенка Еммануил, что значит "с нами Бог" (1, 23). Кроме того, он был включен в поколение Давида, потому что Иосиф, сын Давидов, принял его как своего собственного ребенка. Важная функция отца, и, особенно, та, которая фактически делает его "отцом" - конечно, за пределами физического зачатия - это дать имя ребенку. А это именно то, что сделал Иосиф. Давая имя, передал ему свою социальную идентичность, поэтому Иисус считался истинным сыном Давида. Другими словами, совершилось то, что должно было быть в случае с Мессией.
"Доступ" к тайне Бога основывается только на вере. И это также отличает Иосифа, который, благодаря его вере, называется "мужем праведным" (ст. 19).
 
 
MEDITATIO
 
Чтения сегодняшнего дня показывают нам двух людей, чьи реакции на обещания Бога в корне отличаются: царя Ахаза - можно сказать, человека неверующего - и Иосифа, который является верующим. Вера Иосифа содержит в себе особого рода признаки, касающиеся также и нашей веры. Именно он, нося имя одного из отцов Израиля, оказывает содействие возрождению веры патриархов. Иосиф, как Авраам, отец веры, готов идти по земному пути жизни, полностью доверяя планам Бога. Он также является человеком "праведным", и, тем самым, тем, кто верит в обещания Бога, даже если они кажутся странными, невероятными, а иногда и затруднительными. Его жизнь, планы, говоря по-человечески, были "перечеркнуты" благодаря пришествию в мир того, чье имя означает спасение. Быть или скорее становиться спасенным не означает, по сути, прогулки по равнине, но подразумевает возможность изменить наше мышление, наши планы и совершаемый нами выбор. Таким образом, "быть праведным" в Библии означает полностью закрепиться в Боге, и это несмотря ни на что, даже тогда, когда человек остается один.
Кроме того, Иосиф человек послушный. Во-первых, он был готов отпустить от себя Марию, но позже согласился взять ее под крышу своего дома, потому что Бог хотел этого от него. Мария, обрученная Иосифу, была у него в некотором смысле «отнята», но потом "отдана", и при том в гораздо большем измерении. Иосиф получил Марию как дар Бога. Тем не менее, она стала совершенно другой, чем была ранее. Несмотря на это, он принял ее, потому что она была дарована ему Богом. Теперь, он любил Ее любовью несколько отличающейся, можно сказать, более нежной, уважительной, спокойной и беспристрастной. То же самое можно сказать о его любви к Иисусу. У Иосифа не было своего сына – этот Ребенок не был его ребенком по плоти и крови, но все-таки он не был для Него менее отцом, поскольку он дал ему имя Иисус. Таким образом, Иосиф пережил то, что мы подразумеваем, когда говорим «иметь ребенка». А так как он не был отцом в буквальном смысле, с тем большей радостью открылся обещанию, в котором преобладала надежда.
Так и вера приходит к нам как условие, благодаря которому, словно в новом свете, обнаруживаем смысл наиболее ценных вещей и отношений, которые мы переживаем.
 
 
ORATIO
 
"Проси о знамении". На нашей дороге жизни, о Господи, оставляешь множество знаков своего присутствия, но мы не можем разглядеть их истинный смысл, если действительно не увлечены Твоей Личностью. Даруй нам благодать быть открытыми для Тебя и благодать понимания и принятия этих знаков.
Очень часто, Твое Слово для нас, как ряд нечитаемых символов, оставленных на страницах Священного Писания, и так до момента, когда мы принимаем решение, чтобы сделать его нашим собственным, чтобы размышлять над ним и принимать его в качестве нашей духовной пищи. Евхаристия останется для нас обычным кусочком хлеба, если не приблизимся к ней с верой и не примем ее в качестве пищи нашей жизни, что способствует возрастанию в нас любви. Наши братья часто не имеют в себе ничего особенного до тех пор, пока мы не посмотрим на них через очки Твоей любви, которая делает всех нас Твоим телом, и поэтому Церковью, в которой учимся познавать и любить Тебя.
Дай нам Господи, чтобы мы различали эти драгоценные знаки Твоего присутствия. Ты сам даешь их нам, так не позволь же, чтобы мы их отвергали как Ахаз, опасаясь нашего участия в серьезных делах на пути веры. Укрепи и сохрани в нас смиренную веру праведного Иосифа
 
 
CONTEMPLATIO
 
Мария, море спокойное, земля плодородная. (...) Мария, ты стала книгой, в которой записаны наши законы. В тебя сегодня была вписана мудрость Предвечного Отца. В Тебе сегодня явилась сила и свобода человека. (...)
После длительного размышления и глубоких дум к Тебе был послан ангел, чтобы провозгласить тайну Божьего постановления и узнать какова Твоя воля. (...) Он ждал у дверей Твоей воли, чтобы Ты отворила ее и впустила Его. И не вошел бы, если бы Ты не отворила ее, говоря: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк 1, 38) (...).
Мария, наисладчайшая моя любовь, Ты - книга, в которой было записано Слово, дающее нам науку жизни. Ты - стол, за которым преподана нам эта наука. Вижу Слово в тот момент, когда оно вошло в Тебя. Вижу также желание Креста Сына Божия, потому что в момент зачатия Ему было дано желание смерти ради спасения человека, тело которого принял. (...)
Мария, благословенна ты между женами во веки веков, ибо сегодня отдала свои муки на хлеб нашего спасения. Сегодня божество соединено с человечеством, так сильно связано с ним, что их никогда не разделит ни смерть, ни наша неблагодарность".
Св. Екатерина Сиенская, Молитвы
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1,23)
 
  
Издательство Сестер Лоретанок
По поручению Катехетической Комиссии Епархии Святого Климента в Саратове
Перевод: Килина Наталья