ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД Б
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
rozmyslanie1LECTIO
 
Первое чтение
из II Книги Царств 7,1-5.8b-12.14a. 16
 
1Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, 2тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. 3И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. 4Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания. 8bЯ взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. 10И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, 11с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. 12Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. 14aЯ буду ему отцом, и он будет Мне сыном; 16И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки”.
 
Представленный текст Священного Писания из второй Книги Царств являет собой "декларацию" царского мессианизма, то есть великого ожидания Мессии из колена Давидова, приходящего в час окончательного спасения. Здесь следует обратить особое внимание на слово "дом", которое в вышеуказанном тексте встречается довольно часто и является своего рода связующей нитью всего упомянутого отрывка. Во-первых, здесь речь идет о Давиде, который живет спокойно и безопасно в своем доме (ст. 1), затем он намерен построить дом Господу (ст. 2-5); в результате, Бог обещает построить дом для своего народа, чтобы он мог жить в нем в мире (ст. 10) и, наконец, Бог обещает построить дом Давиду (ст. 11), то есть, обещает ему многочисленное потомство и прочное царство.
Давид, по достижению вершины своего правления, когда его провозгласили царем Иудеи и Израиля, перенес Ковчег, знак присутствия Бога, на самое высокое место в городе, а именно туда, где сам жил. Ему оставалось реализовать желание: построить большой храм, достойную обитель для Бога. Но слова, сказанные пророком изначально, очень быстро подвергли сомнению его чудесный план, поскольку оказалось, что вместо желаний Давида должны быть реализованы желания Бога: "Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом" (ст. 11). Другими словами: только Бог может гарантировать Давиду и потомство, и стабильность. В богатую и непростую жизнь, представляющую собой смесь великодушных порывов и сильного соперничества, напряженности и разного рода опыта, входит Слово Божье, которое напоминает Давиду, кто же является тем, кто фактически может обеспечить реальную безопасность каждому дому. Поэтому Давид должен войти в Божьи планы, а не наоборот.
Тем не менее, библейский автор также добавляет, что свою верность Бог дарует не только Давиду, но имеет в виду благо всего народа. Народ, который был угнетен, теперь же получает от Бога обещание спасения и окончательное утверждение: "И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде"(ст. 10).
 
Второе чтение
из Послания св. Ап. Павла к Римлянам 14,24-26
 
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь”.
 
Прочитанный ранее гимн представляет собой окончание послания св. Павла, адресованного Римлянам. Несмотря на (относительное) согласование текста, в нем можно выделить три основные темы. Первая это: Бог; вторая: тайна, и - третья - провозглашение.
Бог, будучи объектом прославления, является Тем, кто дает чувство уверенности, безопасности, стабильности, "Могущему же утвердить вас" (ст. 24). Он также "Единый Премудрый Бог" (ст. 26) и потому является началом и концом всех человеческих поисков.
Тайна. Это слово, которое для св. Павла означает "Божий план". Оно вращается в основном вокруг личности Иисуса. Что касается Иисуса - центра истории спасения - более раннее время можно рассматривать как время подготовки или как время "молчания" Бога, и вовсе не потому, что Бог на самом деле молчал, но Его речь пока еще не проявилась в предвечном слове Сына. Очень важным моментом, однако, является настоящее время: сейчас, потому что сейчас самое время откровения (ст. 24). Другими словами, "конец времен" существует уже «сейчас», потому что во Христе совершилось окончательное откровение Бога.
Третья тема - это тема провозглашения Евангелия, что является для Павла специальным отличием настоящего времени. А поскольку христиане живут в конце времен, а именно во время окончательного откровения Отца, слово Евангелия не может быть ничем иным, как словом "для всех", обращенным ко всем народам.
 
Евангелие
от св. Луки 1,26-38
 
26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел”.
 
Текст Луки, описывающий тайну Благовещения, скрывает в себе две основные темы: провозглашение прихода Иисуса в мир и призвание Марии быть рабой Господней.
Иисус Христос был представлен в нем как «знак» верности Бога, который остался верен обещанию, данному Давиду: "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (ст. 32-33). В личности Иисуса Христа сосредотачиваются и исполняются все элементы обещания, данного Давиду. Он – Мессия, происходящий из рода Давида. Он - Сын Божий, который стал человеком. Он - новый храм, дом, подготовленный Богом, в котором происходит встреча Бога и человека. Более того, народ Божий, дом Иакова, обретает в Иисусе царя, который возрождает к жизни идеальное царство: Царство братства, мира и справедливости.
Поэтому, также верность, как и дар, являются деянием Бога. Евангелие описывает все эти события посредством образа Марии, а именно Той, которая благодаря своему «да» дала возможность этот дар реализовать в жизни. Она является полной противоположностью Давида: не мечтает о величии, не имеет достаточно высокого социального положения, которое способствовало бы ее влиянию на планы людей, но Ее дом был открыт, когда Ангел Божий "вошел к ней" как посланник Бога. Мария глубоко уповала на верность Бога, и потому отдала себя в полное распоряжение в реализации Его планов: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (ст. 38).
 
 
MEDITATIO
 
Слово Божье желает достичь самых глубоких слоев нашего сердца, и поэтому предлагает нам тему Божьей верности. Бог верный это тот, кто в первую очередь является скалой, дающей стабильность нашей жизни, хотя с другой стороны, это также Бог, приводящий нас в изумление. Давид должен был принять предложение Бога, что уже не являлось его планами, но планами Всевышнего, и они определяли его жизнь. Таким образом, не меняется только их архитектор, но должны измениться и все наши планы. Почему? Потому что Божий план указывает нам на двусмысленность наших человеческих действий и намерений. Это утверждение, которое сегодня мы стали понимать лучше. С одной стороны мы испытываем трудности в том, чтобы оставаться верными, особенно в течение длительного периода, с другой стороны мы чувствуем себя преданными другими, и в конечном итоге также Самим Богом.
Господь с Тобою. Это слова приветствия, с которыми Ангел обращается к Марии, что является выражением "направления" Божьего лика. Сегодня тот же самый лик и точно также звучащее приветствие обращено и к нам. Бог пребывает с нами намного раньше, чем мы можем это для себя уяснить. Новая жизнь может родиться только тогда, когда мы всерьез воспримем эти слова: „Господь с Тобою”. Однако мы не познаем верности Бога, если не начнем вместе с Ним идти по жизни. Также, какМария.
Каждый из нас в своей жизни, вероятно, неоднократно переживал перечеркивание планов, а иногда даже целых программ, которые, казалось, были очень хороши. Во многих случаях крах вызван неверностью и слабостью в погоне за преследуемой целью. Слово Божие, которое сегодня было обращено к нам, проливает свет на этот опыт, обучая нас с одной стороны тому, чтобы не верить в возможность контроля над своей собственной жизнью, с другой стороны обучая переживанию провала как возможности начала роста. Часто, особенно в горьких и трудных моментах нашей жизни мы говорим Богу „да”, Тому, кто никогда не перестает быть Богом верным.
 
 
ORATIO
 
Боже, Отче Всемогущий, Ты реализуешь свои планы, привлекая к себе силой Твоей любви сердце каждого человека. Одинаково как среди влиятельных людей, таких как Давид, так и среди скромных, таких как Мария, находишь Твоих слуг. Наполни также и нас Твоим Духом, чтобы и мы могли принимать Твое Слово.
Так, как и Марию, соделай нас способными желать то, чего Ты сам желаешь: „да будет Мне по слову твоему”. Эти слова не были сказаны с отречением, но самопроизвольно проистекали из души, пронизанные глубиной Твоего Слова. Они были „открытием” для новых желаний, которые только Ты можешь возвысить.
Так, как и Марию, соделай нас людьми великого послушания. Она, будучи членом Твоего народа, народа завета, практически всегда знала, что человеческая жизнь является ценностью сама по себе только тогда, когда она соединяется с Тобой. В то время, когда потребовал от Нее эту жизнь, была готова ответить Тебе „да”. Научи также и нас, членов Твоего народа, мышлению в союзе с Тобой и умению сказать не задумываясь „да” тогда, когда Ты от нас этого требуешь.
Так, как и Марию, сделай нас Твоими рабами. Ибо только это может быть титулом для нашей славы, как было это в случае с Авраамом, Моисеем, Давидом, Марией и другими Твоими друзьями. Рождество напоминает нам, что именно такой была тайна жизни Твоего возлюбленного Сына.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Пресвятая Дева является тем счастливым созданием, к которому было обращено божественное приветствие с целью урегулирования крупнейшего и наиважнейшего дела в мире: Воплощения Предвечного Слова, мира между Богом и человеком, искупления человечества. (...)
Благодаря Благовещению Бог стал человеком, Дева стала Матерью Бога, души праведников были освобождены из бездны, руины неба были восстановлены, пустые троны наполнились, грех был прощен, дана была благодать, больные исцелились, мертвые воскресли, изгнанники возвратились. Пресвятая Троица оставила свой гнев, а люди обрели жизнь вечную. Одним словом, Ангельское приветствие - это радуга, знак милости Божьей, данный миру. (...)
Ангельское приветствие – это одна из самых красивейших песен, которой мы можем восхвалять Всевышнего. (...)
Потому мы повторяем это приветствие, чтобы поблагодарить Пресвятую Троицу за множество неожиданно полученных от Нее благ.
Прославляем Бога Отца за то, что так возлюбил мир, что, чтобы спасти его, Он дал нам Своего Единородного Сына. Благословляем Бога Сына, потому что Он пришел с небес на землю, стал человеком и искупил нас. Прославляем Бога Святого Духа, потому что Он образовал во чреве Пресвятой Девы то самое чистое тело, которое стало жертвой за наши грехи.
Именно с такими чувствами благодарности мы должны молиться Ангельским приветствием, тем самым, совершая акт веры, надежды, любви, благодарности за благодать нашего спасения.
Святой Людовиг Мария Гриньон де Монфор,
Дивная тайна пресвятого Розария: тайна благодати и спасения [Вроцлав 1995, 32-33]
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
„Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою” (Лк 1,28).