ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД В
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
adwent pismo swieceLECTIO
 
Первое чтение
из Книги Пророка Михея 5,2-5a
 
„Так говорит Господь:
2И ты, Вифлеем-Ефрафа,
мал ли ты между тысячами Иудиными?
из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть Владыкою в Израиле
и Которого происхождение из начала,
от дней вечных.
3Посему Он оставит их до времени,
доколе не родит имеющая родить;
тогда возвратятся к сынам Израиля
и оставшиеся братья их.
4И станет Он, и будет пасти в силе Господней,
в величии имени Господа Бога Своего,
и они будут жить безопасно,
ибо тогда Он будет великим до краев земли.
5И будет Он мир”.
 
Михей, современник пророка Исаии, жил в драматический период Иудейского царства. В то время самой большой угрозой была власть Ассирии, а Израилем управляли те потомки Давида, которые более заботились о собственных интересах, чем о благе народа. В таком контексте появляется сегодняшнее пророчество, говорящее о возрождении. По словам пророка все необходимо начать с самого начала. Сам Бог будет способствовать возрождению своего народа через действия праведного царя, который прибудет не из Иерусалима, но из маленького городка, называемого Вифлеем (ст. 1), то есть фактической родины Давида. Поэтому нужно вернуться к скромному началу, а именно ко времени, когда Давид был избран царём. Он, младший из семи братьев, которые, судя по-человечески, были наиболее подходящими людьми для принятия власти. Но – пророк как бы говорит — если не начнётся все с начала, то нельзя говорить о каком-либо возрождении.
Между тем необходимо время очищения (ст. 3). Время, в период которого Израиль будет находиться под властью разных правителей. Завершение их правления наступит в день, когда родится новый царь. Правда в том, что пророк не называет его имени, но описывает черты, характерные для его правления (ст. 4): будет твёрдо управлять и заботиться о народе, как пастух о своих овцах. И самое важное: придёт в величии имени «Господа, Бога своего». Имя «Бог» [YHWH] не может не обращать нашего внимания на рассказ о явлении, которое произошло на горе Синай. Тогда свидетелем этого откровения Бога был Моисей. Этот «новый царь», о котором говорит пророк, возвратит к духу завета, заключённого между Богом и Его народом, а тот, в свою очередь, обретёт мир (ст. 5).
Это пророчество сохранилось в Израиле как слово, которое никогда не было исполнено ни в одном из царей, восседавших на иерусалимском троне. В то время как в Новом Завете евангелист Матфей признаёт, что оно было полностью реализовано в личности Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме (ср. Мф 2,6), как истинный пастырь, заботящийся о рассеянном и измученном стаде (ср. Мф 9,36).
 
Второе чтение
из Послания Святого Апостола Павла к Евреям 10,5-10
 
5Посему Христос, входя в мир, говорит:жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил», 9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. 10По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа”.
 
Этот текст является одним из сильнейших фрагментов Послания к Евреям. Иисус представлен как тот, кто приходит, чтобы исполнить волю Божью; как Царь – Мессия, который полностью отождествляетсяс волей Божьей.
Автор Послания предлагает вначале медитацию на тему тайны Воплощения. Итак, мы имеем такую ситуацию: Иисус приходит и принимает человеческий облик с целью освящения всей человеческой жизни, воспринимаемой в перспективе святости: «По сей-то воле освящены мы» (ст. 10). Чтобы совершить наше освящение, Христос не принёс ритуальное жертвоприношение Богу, но пожелал, чтобы Его тело, Его человеческая природа, стали местом, где будет реализовано полное и совершенное послушание Богу Отцу: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (...), Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (ст. 5–7). Вот в чём истинный смысл Воплощения. Иисус Христос избрал себе человеческую природу, чтобы, в конечном счете, посвятить её служению Божьей воле. Его тело было всецелососредоточено на Боге. Это означает, что Его воля, Его тело, а также Его поступки и дела были целиком подчинены исполнению воли Отца. Через послушание Иисуса, достигаемое в человеческом теле, также и человек обрёл способность к такому послушанию.
 
Евангелие
от св. Луки 1,39-48a
 
39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей”.
 
Одной из основных тем посещения, описанного св. Лукой, является радость. Прежде всего, это радость, проистекающая из факта встречи двух матерей. Затем радость Иоанна Крестителя, который услышал голос «Матери Господа моего», носящей в своём чреве Сына Божия. В радости Иоанна Крестителя можно увидеть признаки радости Давида. Давид танцевал при виде приближающегося Ковчега Завета, знака присутствия Бога (ср. 2Цар 6), а Иоанн радовался, притом так сильно, что «взыграл» (ст. 41) в чреве своей матери, потому что Мария, как Святой Ковчег, носила в своём лоне Господа и Спасителя мира.
В Иоанне Крестителе, переживающим радость от присутствия Марии и Иисуса, был представлен весь Ветхий Завет, который ожидал Нового Завета и в данный момент принимал его. Елисавета, как женщина пожилого возраста, к тому же бесплодная, на собственном опыте познала воплощение в жизнь планов Бога, которые скрывают в себе как страдания людей, так и их желания.
Во всей этой сцене был представлен образ человечества, ожидающего Христа и приветствующего Его. Символом этого человечества становится Елисавета, поскольку только что в момент своей встречи с Иисусом она начинает понимать, что ждала именно Его, хотя и не подозревала об этом. Сын Божий, Который стал человеком, становится источником радости, поскольку передаёт истину, к которой призван каждый человек: быть чадом Божиим.
Ещё раз вернёмся к Марии. Она слышит приветствие Елисаветы, в котором названа «благословенной» (ст. 42). Слышит также слова восхваления этого благословения (ст. 45), проистекающего из её глубокой веры в исполнение Божьего обетования. Таким образом, Мария, давая человечеству Сына Божия, учит нас отвечать верой на предложение Бога. Вера и смирение: «Что призрел Он на смирение Рабы Своей» (ст. 48). В личности Марии становится актуальным Божий план (объявленный пророком Михеем), который берёт своё начало от людей смиренных.
 
 
MEDITATIO
 
Благословение веры. Восхваление Марии, произнесённое Елисаветой, приглашает нас также задуматься о нашей вере. И именно сейчас, в этот период ожидания.
Вера Марии характеризуется следованием за Божьим обетованием. Она уверена в том, что Бог ожидает от Нее, и в том, что Он умеет держать данное однажды слово. Тайна Бога для Нее пока ещё сокрыта в этом маленьком Ребёнке, который, как и все другие, находится в её материнском лоне. Однако, принимая всё с великой верой, начала убеждаться в том, что Бог намерен исполнить своё обещание. Это касается также каждого из нас. Если мы не будем верить, то никогда не познаем того, каким образом Божий дар, к тому же таинственным образом, принимает конкретные формы также и в нас самих.
Вера Марии олицетворяется в Её путешествии к Елисавете. Оно было осуществлено с большой поспешностью. Мария пошла к своей родственнице, которая нуждалась в помощи — как повсеместно и справедливо считается — но также отправилась в путь, необходимый для постижения того, что Бог делает через других. Мы должны смотреть на это отношение, чтобы научиться отдавать себе отчёт в том, что Бог делает в истории других людей. Это своеобразное совместное предложение двух женщин, Марии и Елисаветы, которое сегодня направлено к нам: обе говорят друг другу о том, что Бог совершает в них в данный момент. Ни одна из них не говорит о себе, но каждая о той другой либо о том, что сделал Бог. И каков результат? Достижение пика прославления, о чём говорится в великолепном гимне Magnificat.
Вера Марии призывает нас войти в атмосферу людей бедных в Господе, то есть смиренных и простых, которые все свои надежды возлагают на Бога и способны увидеть то, что Он совершает. Это образ готовности Марии с точки зрения плана Бога, который также и нас приглашает к принятию слов Псалма 40 (ст. 8–9). Эти прекрасные слова автор Послания к Евреям вкладывает в уста Иисуса: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10,7).
 
 
ORATIO
 
Вот, вышел мне, Господи, навстречу и одарил меня благодатью познания Тебя. Несомый Церковью, как Твоей Матерью Марией, посетил меня и пробудил во мне веру. Господи Иисусе, я благодарю Тебя.
Одари меня такой же самой благодатью радости, какою одарил Иоанна Крестителя, чтобы я мог радоваться Твоему пришествию ко мне, и тогда во мне будет живо волнение от этой встречи и сохранится благодать посещения.
Обнови во мне дар Святого Духа, чтобы как Елисавета я был готов принять любого, кто будет говорить мне о Тебе, и особенно мог находиться в поиске Тебя там, где ты позволяешь Себя найти, в Церкви. Тогда и моя маленькая история, где Ты, Господи Иисусе, имеешь место, станет историей, в которой продолжает говорить Бог Отец.
Прошу Тебя, чтобы Ты также, как в Марии, которая носила Тебя во чреве своём и родила Тебя, принимал определённые формы и во мне. Соделай, чтобы рождённый как Божие дитя по Твоему образу и подобию, становился фактически новым человеком, таким, каким являешься Ты.
«Величит душа моя Господа». Во время подготовки к празднованию Твоего рождения одари также и нас благодатью слов, которые произнесла Мария, чтобы мы действительно прославляли дела Отца, исполняющего их и сегодня посредством тех, кто имеет страх Господень.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Дева, Бога приняв в свое чрево,
поспешила к Елизавете;
и нерожденный, Ее поцелуй распознав,
возрадовался и во чреве взыграл,
словно бы к Богородице воззвал:
 
Радуйся! Ты пускаешь Побег неувядающий.
Радуйся! Ты приносишь Плод неумирающий.
Радуйся! Ты взращиваешь Растящего души.
Радуйся! Ты жизнь даешь Подателю Жизни.
 
Радуйся, пашня, плодородная для жатвы умиления,
Радуйся, трапеза, изобильная яствами милосердия!
Радуйся! Луг отдохновения в тебе расцветает,
Радуйся! Пристань для душ в тебе возникает.
 
Радуйся, благоуханное к Богу ходатайство,
Радуйся, за весь этот мир Заступница!
Радуйся, к людям Божье благоволение,
Радуйся, к Богу людское дерзновение!
 
Радуйся, Невеста приснодевственная!
 
Акафист Пресвятой Богородице [Икос 3]
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
«И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лк 1,45).