ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД А
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
meka panskaLECTIO
 
Первое чтение
из Книги пророка Исаии 50,4-7
 
4Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. 5Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. 6Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. 7И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде”.
 
Верность по отношению к Богу и людям - и, следовательно, также верность миссии, полученной для исполнения во благо последних – делает Слугу Господа выносливым в страдании, бесчестии и бедствии. Отметим, что судьба бдительного ученика Слова Божьего, обращающегося к народу в качестве пророка и учителя мудрости, становится предвестником судьбы Христа. Это именно Христос, кроткий и смиренный, не только не противился воле Отца и не подчинился человеческой справедливости, но также в момент наибольшего одиночества на кресте был Ему послушен, зная, что Божий план – это дар спасения, пожертвованный всем людям (ст. 7; ср. Мк 15,34 и Лк23,43.46).
 
Второе чтение
из Послания Ап. Павла к Филиппийцам 2,6-11
 
6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца”.
 
Это прекрасный христологический гимн. Он словно драгоценные кораллы, нанизанные на шелковую нить. Удивляет уникальностью отдельных выражений и фраз, которые составляют пронзительную целостность. Пристально посмотрим на существительное "хищение". Это перевод греческого harpagmós(ст. 6), а в дословном переводе: "угон", "грабеж", а также "предмет кражи". Какое же значение может иметь это слово по отношению ко Христу, который - как мы читаем - будучи образом (гр. morphe) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу?
Как это понимать? Кажется, что здесь речь идет об Адаме, иными словами о том, который, не имея такого образа, хотел его просто украсть или похитить. Поэтому св. Павел ставит в пример общине из Филиппии нового Адама, то есть Христа. Он одобрил возможность совершения искупления – ценой смирения и послушания и даже позорной смерти – гордыни непослушания первого Адама, из-за которого весь род человеческий впал в грех и смерть (ср. Рим 5,18 сл).
И поэтому Христос уничижил Себя Самого и принял образ раба, который является нашим образом (ст. 7), что сопровождалось послушанием до самого конца. На это добровольное унижение отвечает Бог (ст. 9-11), который не только Его "возвысил", но и "превознес". Поэтому все творение призвано к единодушному признанию того, что Иисус Христос – это Kyrios, Господь, "в славу Бога Отца."
 
Евангелие
от Матфея 26,14 - 27,66
 
14Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его. 17В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 18Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 19Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. 20Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал. 26И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. 30И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 31Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; 32по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. 33Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. 36Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. 38Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 39И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 42Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. 47И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. 49И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. 50Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. 51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54как же сбудутся Писания, что так должно быть? 55В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. 56Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. 57А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 59Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 63Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 67Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? 69Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. 70Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. 72И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. 73Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 74Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. 75И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. 9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. 11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. 12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. 15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18ибо знал, что предали Его из зависти. 19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. 32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 35Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. 39Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. 45От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 51И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. 57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать”.
 
Страсти Иисуса - по крайней мере, в Евангелии от св. Матфея – парадоксально являются страстями Сына Человеческого, то есть Господа славы, Судьи вселенной, призванного дополнить историю человечества. Евангелист отражает размышление над этим очевидным противоречием сильными и полными драмы словами, выявляя детали, которые можно найти только в его тексте. Хотя бы даже отчаяние и самоубийство Иуды (27,3-6). Кроме того, как нигде более ощущаем в записи Матфея постоянное напряжение между властью и смирением. Тот, кто мог воспользоваться помощью более, нежели двенадцати легионов Ангелов, чтобы вырваться из рук людей, позволяет Себя арестовать (26,50б-54). Позже мы видим Его, стоящего пред великими мира сего: молчит и не использует сверхъестественные силы (27,14.19). Его смерть с религиозной, человеческой и космической точки зрения указывает на совершенно новый способ существования (27, 50-54), и все же Он не является каким-то там сверхчеловеком.
Матфей – обратим на это внимание - особо подчеркивает одиночество Иисуса в Гефсиманском саду. Итак, мы становимся свидетелями троекратного ухода "в сторону", трехкратного возвращения к своим ученикам, а также и смиреной молитвы, обращенной к Отцу ("Если возможно...") и признания, в котором делится с учениками не только грустью из-за приближающейся смерти, но и немощью своего тела (26,41б). В соответствии с перспективой всего своего Евангелия, и более, чем другие евангелисты, Матфей указывает на исполнение Писаний. Добивается этого с помощью точных цитат, которые показывают, что страсти и смерть Христа являются частью спасительного Божьего плана.
Тем не менее, избранный народ этого не сумел понять, и признан виновным в крови Праведника (27,4.25), а именно той крови, которая запечатала "новый и вечный завет" (26,28), потому что только она имеет силу освободить от всякого греха.
 
 
MEDITATIO
 
Страсти Иисуса принуждают нас к молчанию. Это наиглубочайшая тишина, гораздо более красноречивая, чем голоса, которые постоянно звучат вокруг нас, и даже в нас обитают. В человеческом сердце возникает вопрос, которому невозможно сопротивляться: почему?
Ответ на него дает сам Иисус Христос, который говорит: "Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф 26,28). И так мы стоим перед Сыном Человеческим, достославным Господом, униженным, высмеянным и бичеванным ради нас. Смотрим на Божьего Сына, который не отверг креста, не пытался спастись, но был пригвожден к нему, благодаря чему спас всех нас. Таким образом, оставаясь верным планам Бога, преданным любви к человеку, пережил одиночество, вызванное грехом, чтобы мы, с этого момента свободные, могли испытать радость общения с Богом.
Затряслась земля нашего равнодушия, потрескались скалы затверделых сердец. И так сегодня мы получили благодать, истекающую из страданий Христа. Потому на имя Иисуса преклоним колени и в тишине, смиренно, сложим наши грехи у подножия Его славного креста, креста любви.
 
 
ORATIO
 
Господи Иисусе Христе, Твой лик - это лик Бога смирения, до конца возлюбившего нас, отказавшегося от того, кем являешься, ставшим бедным среди нас. Твой лик – о чем мы, как правило, забываем - это лик нашего страдания, нашего одиночества, наших тревог и смерти, которую соблаговолил принять, чтобы мы не жили в одиночестве, отмеченные печатью отчаяния.
Соделай так, чтобы мы научились распознавать то, что может когда-либо возмутить откровение Твоего всемогущества; всесилия Того, кто любит так сильно, что не боится принять страдания и не отказывается от распятия из любви. Научи нас, что значит любить так, как Ты любишь нас, чтобы мы могли участвовать в тишине в тайне Твоих страданий и смерти, и вместе с Тобою и в Тебе испытать радость полной и окончательной победы над разделением, над грехом и смертью.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Пойдем, взойдем и мы на гору Масличную! Поспешим впереди Христа, днесь возвращающегося из Вифании и волею идущего на сии Свои святые и высочайшие Страсти, дабы исполнилась до конца тайна спасения нашего.
Итак, приходит и добровольно свершает путь к Иерусалиму Тот, Кто нас ради сошел с небес, дабы вместе с Собою вознести лежащих во прахе земном, и посадить их, по слову Писания "превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого иного имени именуемого".
Он грядет не гордо и чванно, не как алчущий и взыскивающий славы. Он "не возопиет, и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его". Но будет кроток и смирен, явится в весьма скромных одеждах и будет несравненно прост в устроении Своего пришествия.
Скорее же! Притечём и мы вместе со Христом, поспешающим претерпеть Страсти. Уподобимся вышедшим навстречу Ему, но не тем, чтобы постилать на пути Его ветви пальмовые и оливковые, и не тем, чтобы бросать под ноги Его богатые одежды, но сами, сколько возможем, распростремся на земле в смирении духовном и простоте сердца, дабы нам принять грядущее Слово и уловить Бога, никогда не дающего Собою овладеть.
Ибо Он радуется тем, что может нам явиться смиренным, Он воистину смирен и "грядет к закату" нашей скорбной слабости, дабы придти к нам, беседовать с нами и привлечь нас к себе, породнившись с нами.
Ибо хотя в Жертве нашего человечества Он "восшёл на небеса небес, к восходу солнца", то есть, на высоты собственной славы и Божества, - все же никогда Он не оставит привязанности к природе человеческой, но станет восставлять сию природу, вознося ее из праха земного ко все высшей славе, доколе наконец, соединившись с нею, не сообщит нам собственное бесконечное достоинство.
Потому себя самих, а не хитоны, сухие ветви и кусты, теряющие листву, и лишь краткий миг радующие глаз, будем постилать под ноги Его. Но облечемся в Его благодать, то есть, в Него Самого. Ибо Священное Писание говорит: "Вы все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись". Простремся под ноги Его подобно постилаемым туникам.
Св. Андрей Критский, Слово 9 на воскресение Ваий (Вербное воскресенье), Греческая патрология 97, 990-994
 
 
ACTIO
 
В течение дня повторяй и живи Словом:
„Он истязуем был, но … не отверзал уст Своих". (Ис 53,7a).
 
 
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского - Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове