ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД Б
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
meka panskaLECTIO
 
Первое чтение
из Книги пророка Исаии 50,4-7
 
4Господь Бог дал Мне
язык мудрых,
чтобы Я мог словом
подкреплять изнемогающего;
каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое,
чтобы Я слушал, подобно учащимся.
5Господь Бог открыл Мне ухо,
и Я не воспротивился,
не отступил назад.
6Я предал хребет Мой биющим
и ланиты Мои поражающим;
лица Моего не закрывал
от поруганий и оплевания.
7И Господь Бог помогает Мне:
поэтому Я не стыжусь,
поэтому Я держу лице Мое, как кремень,
и знаю, что не останусь в стыде”.
 
Верность по отношению к Богу и людям – и, следовательно, также верность миссии, полученной для исполнения во благо последних – делает Слугу Господа выносливым в страдании, бесчестии и бедствии. Отметим, что судьба бдительного ученика Слова Божьего, обращающегося к народу в качестве пророка и учителя мудрости, становится предвестником судьбы Христа. Это именно Христос, кроткий и смиренный, не только не противился воле Отца и не подчинился человеческой справедливости, но также в момент наибольшего одиночества на кресте был Ему послушен, зная, что Божий план – это дар спасения, пожертвованный всем людям (ст. 7; ср. Мк 15,34 и Лк 23,43.46).
 
Второе чтение
из Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам 2,6-11
 
6Иисус Христос, будучи образом Божиим,
не почитал хищением
быть равным Богу;
7но уничижил Себя Самого,
приняв образ раба,
сделавшись подобным человекам
и по виду став как человек;
8смирил Себя,
быв послушным даже до смерти,
и смерти крестной.
9Посему и Бог превознес Его
и дал Ему имя
выше всякого имени,
10дабы пред именем Иисуса
преклонилось всякое колено
небесных, земных и преисподних,
11и всякий язык исповедал,
что Господь Иисус Христос
в славу Бога Отца”.
 
Это прекрасный христологический гимн. Он словно драгоценные кораллы, нанизанные на шёлковую нить. Удивляет уникальностью отдельных выражений и фраз, которые составляют пронзительную целостность. Пристально посмотрим на существительное "хищение". Это перевод греческого harpagmós (ст. 6), а в дословном переводе: "угон", "грабёж", а также "предмет кражи". Какое же значение может иметь это слово по отношению ко Христу, который – как мы читаем – будучи образом (гр. morphe) Божиим,не почитал хищением быть равным Богу?
Как это понимать? Кажется, что здесь речь идёт об Адаме, иными словами, о том, который, не имея такого образа, хотел его просто украсть или похитить. Поэтому св. Павел ставит в пример общине из Филиппии нового Адама, то есть Христа. Он одобрил возможность совершения искупления – ценой смирения и послушания и даже позорной смерти – гордыни непослушания первого Адама, из-за которого весь род человеческий впал в грех и смерть (ср. Рим 5,18 сл.).
И поэтому Христос уничижил Себя Самого и принял образ раба, который является нашим образом (ст. 7), что сопровождалось послушанием до самого конца. На это добровольное унижение отвечает Бог (ст. 9–11), который не только Его "возвысил", но и "превознёс". Поэтому все творение призвано к единодушному признанию того, что Иисус Христос – это Kyrios, Господь, "во славу Бога Отца".
 
Евангелие
от св. Марка 14,1-15,47
 
1Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
3И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. 11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. 13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? 15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. 16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. 19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? 20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. 21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. 23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. 24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. 25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. 35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
43И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. 45И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. 46А они возложили на Него руки свои и взяли Его. 47Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50Тогда, оставив Его, все бежали. 51Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
53И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. 65И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
66Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. 69Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. 71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
15,1Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. 3И первосвященники обвиняли Его во многом. 4Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. 5Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
6На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13Они опять закричали: распни Его. 14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
16А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. 21И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
23И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25Был час третий, и распяли Его. 26И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 27С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
29Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30спаси Себя Самого и сойди со креста. 31Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.
33В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 35Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
42И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — 43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали”.
 
В этом описании страстей содержится ответ на фундаментальный вопрос:Кто такой Иисус? Он пронизывает все Евангелие Марка.Именно вСтрастях тайнаХриста находит своё совершенное отражение:Иисус показан какистинный человекиистинный Бог. Утверждение сотника – по сутиязычника, – который видит в Нём, умирающем именно "таким способом"(15,39), Бога,является символомпути отневерияк исповеданию веры, по коему каждый из наспроходит, созерцаяРаспятого.
Повествование Марка весьма сдержано,порой, дажеповерхностно,и благодаря этому краткое. Марк позволяет говоритьпоследовательнымсобытиям,в то время как их главный Героймолчит.Презрение инасмешки,которыепронизывают каждый аспектмиссии Иисуса(14,65; 15,29.31 сл.), не находят меры и оправдания. Истинный человекв Гефсиманском саду(14,33-52)падает на землюи молится, пребывая так в молитвеи одиночестве. ИстинныйСын Божийвзывает к Всевышнему Богу, обращаясь к Нему словами:Авва, Отче... После этой молитвы, к которойОн возвращался трижды,наступает момент страдания,но и согласия на то, чтобы исполнитьволю Отца(14,36). Иисус уже почтиготов к тому, чтобы отдать Себя в рукинарода.Стоя передними, не находит каких-либо иных слов, как только те, которые являются подтверждением Его личности, чтостановится основой дляприговора Его ксмерти как богохульника(14,61-64) инарушителя(15,2). В этойбуреслов, которые обвиняют и высмеивают Его,можно явно услышать: "Распни его!"Но даже тогда самымкрасноречивым является молчаниеИисуса,которое в самый важный момент становится сильнымвозгласом, молитвой, обращённойк Отцу (15,34), и знаком полной самоотдачи (15,37). Так, Сын Божий переступает порогсмерти.
 
 
MEDITATIO
 
Сегодняшняя Литургия является началом празднованияПасхи.И вот мы находимся среди людей, которые радостно бегут навстречу Иисусу,входящемув святойгород. Несколько мгновений спустя, слушаем о Страстях,которые в случае Св. Марка дают нам окончательныйответ на вопрос, являющийся основой всего его Евангелия:Кто такой Иисус?Теперь так же и мы должныопределиться с взглядом по отношению к Нему, чтобы не быть как окружающий Его тогда народ готовыми квнезапному повороту настроения от осанна до распни. Мыдолжны себя спросить сегодня,действительно ли мы готовы вступить на путьлюбви вместес нашимУчителем и Господом. Этот предначертанный путь является, казалось бы, слабостьюи ненужностью, которые проявляются и мыдолжны помнить об этом, вбезусловном подчинении волеОтца. Это опять-таки нелегко.Потому чтогде-то в нас звучит это не так уж редко возникающее сомнение: Если даже первые ученики,а именно те, которые буквально касались Слова жизни, смотрелив Его глаза,не до конца понимали того, что происходит, более того, оставили Иисуса и отреклись от Него, то на основании чего мы можем допустить, что останемся Ему верными; мы – столь легковерные по отношению ко многим фальшивым голосам, которые твердят, что гарантируют нам счастье за хорошую цену?
Осмелимся ли мысмотреть наИисуса,по крайней мере, в течение этих святых дней, и не подать рукитем, кто желаетзадушить в нас каждую искру любви? Толькоу подножиякреста в нас может возродиться более зрелаявера вИисуса: истинного Человека и истинного Бога;Бога возлюбленного в Своих созданиях, которые принимают иодобряютсмерть излюбви.Наша жизнь нуждается в этой вере, чтобы возродитьв нас новизну жестов идействий, которые может пробудить толькосмиренная любовь,и чтобы преобразоватьбанальнуюповседневность в чудесное явление Царства Божьего, которое есть среди нас.
 
 
ORATIO
 
Удели нам, Господи, благодать проживания этого времени в глубоком внутреннем сосредоточении. Несмотря на нашиежедневные обязанности, пусть в нас живёт память и воспоминание о Твоихсвятых муках. Руководи, Господи, нашим сердцем, когда речь идёт о переживаниинаших страданий и болинаших близких.Они являются хорошей возможностьюдля того, чтобы соединиться с Тобой, пожелавшим спасти нас ценой собственной крови.
Только тогда, когда мы согласимсявзять на себястраданиядругих людей,наших ближних, так, как Ты принялна себянаши страдания, мы сможемпо-настоящемупраздновать Твою Пасхуи быть знаком надеждыдля многих нашихбратьев, которые ожидаютнашей помощи, нашей поддержки иутешения.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Сегодня мыприглашены склониться пред красотой Царя.Толькотот способен это сделать ив своей душе увидеть истинного царя, каким является Иисус Христос, ктоподчиняет Ему свой разум и искренне,сблагочестием, любит Его доброту и невыразимую милость; а, более того, тот, кто подражает Его смирению и добровольномуунижению. В тот день Царь царей,Христос, явил своё глубокоесмирение,чтобы мы имели возможностьследовать за Ним,въехавшим в Иерусалимна осле, а не на красиво убранном коне.Проявил Свою доброту,когда, будучиВладыкой и Господомбесчисленного небесного сонма, стал царём и проводником сонма бедныхстранников. Об этом говорится у пророка Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима".
Каждаявернаядуша,дочьСиона и Иерусалима, то есть Матери Церкви, именно в этот день обязана выйти навстречуХристу не только шагами своеготела, но также ичувствами своей души, с поклоняющимся сердцем и радостными устами; с оливковыми ветвями, являющимися знакомблагочестия,с пальмовыми ветвями, символизирующими победу ичесть, потому что наш Царь, Иисус Христос,своим смирениемпобедил высокомерноговрага, дьявола, а своей собственной кровьюискупилсвой народ.По этой причинене приходит сегодняв роскоши,но каксмиренный и бедный Спаситель, чтобы провозгласить людям мир, отстраняя его от любви мира, и притягивая к себе любовью иславойБога.
Св. Бонавентура, Воскресные проповеди, 20, 6. 9
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
„Как многие изумлялись, смотря на Тебя (...),так многие народы приведет Он в изумление” (Ис 52,14-15).