ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД А
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
wniebowsapienieLECTIO
 
Первое чтение
из Деяний святых Апостолов 1,1-11
 
1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”.
 
Краткий пролог, взятый из Деяний Апостолов, связывает эту книгу с Евангелием от Луки, делая ее второй частью ("Первую книгу…", ст. 1) труда, написанного тем же автором. В начале Деяний находится краткий синтез всего земного служения Иисуса (ст. 1-3). Это очень короткое резюме содержит весьма ценные примечания. Лука подчеркивает, как Апостолы, избранные Святым Духом, стали свидетелями всего дела, учения, мук и воскресения Иисуса, а также хранителями указаний, оставленных Воскресшим Господом перед Его вознесением на небо. Отчетливо видно, что их сила и власть исходят от Господа, который сделал их основой Церкви, существующей во все века (Еф 2,20; Откр 12,14). Кроме того - согласно тексту Луки - Иисус дает понять, что у Него есть план, который не известен ученикам (ст. 6-7). Поскольку Царство Божие, о котором Он говорит (ст. ), не является подобным мессианскому царству Израиля, время восстановления которого известно только Отцу, а его границы распространяются "даже до края земли" т. 7-8).
Таким образом, Апостолы получили от Христа миссию, но ее форма им уже не принадлежит. Они должны быть полностью послушны Святому Духу, который был обещан им от Отца (ст. 4-8). Также как когда-то Авраам, Апостолы должны были покинуть свою землю - землю своей определенности и безопасности - и нести Евангелие в дальние страны, не опасаясь преследований, усталости и неприятия людьми. Передача им этой миссии проповедования Евангелия завершает искупительное дело Христа на земле. Однако, Он Сам, исполняя предсказание, касающееся апокалиптического видения Сына Человеческого, возносится ввысь на небо (то есть к Богу), и делает это на глазах Апостолов свидетелей Его славы. Это продолжается до тех пор, пока облако полностью не скрыло Его (см. Дан 7,13).
Ключом к пониманию всего служения Иисуса, показанного Лукой, является "вход" (из Галилеи в Иерусалим, из Иерусалима на небо) и "выход". И теперь это находит свое окончательное исполнение: в факте вознесения совершается полнота перехода (Пасха) к Отцу. Однако, как обещают два мужа в "белой одежде" - то есть, два небесных посланника - в один прекрасный день Он вернется с небес так же, как туда вознесся (ст. 11). Не следует теперь с любопытством изучать знаки, появляющиеся на небе, потому что то, что должно произойти, будет столь же неожиданным, как и Его уход. Короче говоря, это совершится в срок, положенный Отцом (ст. 7) и будет окончательным "исходом", т. е. переходом истории в вечность, Пасхой творения к Богу, вознесением человечества на небо прямо в объятия Пресвятой Троицы.
 
Второе чтение
из Послания Св. Апостола Павла к Ефесянам 1,17-23
 
„Братья: 17Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем”.
 
Послание к Ефесянам начинается великим благословением, которое, в сущности, является созерцанием чудесного Божьего плана. В действительности Он открывает нам "тайну Своей воли" (ст. 9). Важно отметить, что этот план почти всегда касается всего человечества (ст. 13-14).
После торжественного введения, Павел благодарит и ходатайствует перед Богом за христиан Эфеса, чтобы им был дан "Дух премудрости и откровения", то есть - как говорится об этом на апокалиптическом языке чтобы они получили дар понимания и оценивания Божьих тайн. В частности, он просит, чтобы верующие получили духовный свет и жили в полном осознании того, что Бог приготовил для них (ст. 18) и чего достигает своей силой и властью (ст. 19).
Воскресение, вознесение и власть Христа над каждым творением указывают на огромное богатство славы Бога, уже победившего во Христе смерть и всякую иную духовную силу, противостоящую Его плану спасения (ст.21). Таким образом, рушатся все основания для каких-либо опасений: Христос, вознесшийся на небеса и сидящий одесную Отца, царствует сейчас и навсегда. Он также является Главой всего, что создано, и в частности Церкви, с которой Его соединяет неразрывная связь.
 
Евангелие
от св. Матфея 28,16-20
 
„В то время: 16Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь”.
 
Евангелие от Матфея завершает отрывок, описывающий явление Воскресшего Господа одиннадцати ученикам в Галилее. В тот самый момент, когда заканчивается земная деятельность Иисуса, начинается миссия Апостолов, и именно в Галилее. На том самом месте, где Иисус начал свою деятельность, направленную к Израилю (4,12).
Приглядимся к собравшимся ученикам. Их терзают различные чувства. С одной стороны благоговение, а с другой сомнения. Это, в свою очередь, вызывает в памяти события, связанные с Петром, когда он шел к Иисусу по водной глади озера (14,28-33). Как и тогда, так и теперь Иисус приближается к ученикам, чтобы укрепить их веру. Является им, как исполненный славы Сын Человеческий (ст. 18; см. Дан 7,14), который силой своего воскресения идет к Богу, а силой имеющейся у Него власти дает ученикам задание продолжить Его миссию, которую должны исполнить, обучая все народы (ст. 19). Это преумножение новых учеников будет осуществляться во имя Отца, Сына и Святого Духа через крещение и обучение их тому, чтобы сохранить все то, что заповедал Иисус (ср. Ин14,23).
Эта видимая и очевидная связь между историей и вечным царством показывает, что между ними больше нет препятствий, но есть продолжение. Это, в свою очередь, доказывает их единство. И потому воскресший и царствующий на небесах Иисус не находится далеко от земли. Другими словами: благодаря вознесению Иисуса на небеса, от земли до неба не так уж далеко.
Обратим внимание еще на один вопрос: Евангелие от Матфея начинается благой вестью о рождении Спасителя, Эммануила, Бога с нами, а заканчивается уходом Христа на небо. Тем не менее, этот уход сопровождается обещанием остаться с нами до конца мира. Иными словами, Иисус навсегда остается попутчиком человечества, "навсегда", то есть пока оно не достигнет своей славной цели, которой является пребывание в лоне Пресвятой Троицы в небе.
 
 
MEDITATIO
 
Атмосфера литургии Вознесения всегда проникнута необыкновенной ностальгией, поскольку нас сопровождает огромная напряженность, связанная с небом, истинной родиной христиан. Кроме того, литургия этого дня позволяет ощутить жажду вечности, которую мы должны чувствовать ежедневно. Ожидание созерцания Божественного лика "лицом к лицу” должно нас действительно поглощать. И это несмотря на то, что слишком часто мы видим, что вес материальной реальности тянет нас вниз, подрезает нам крылья, рождает в нас усталость и сомнения. Тогда возникает вопрос: как испытать радость, которая с точки зрения на свой предмет – вовсе не является земной, и которая избегает чувственного опыта. Потому, в частности, нуждаемся в познании истинного вкуса этой "не - земной реальности". А это может пробудить в нас только Святой Дух.
"Святая радость", которую пробуждает в нас Святой Дух, отличается от той, которую мы испытываем ежедневно. Это радость блаженства, плод страданий, поскольку проистекает из смерти и воскресения Христа. Кроме того, это святая радость, так как вместе с Христом было взято на небо также и человечество. Тем самым, оно было возвышено и вышло за пределы наших узких горизонтов. Чтобы это увидеть, нам необходимо просто научиться смотреть на то, что невидимо. Как? Все очень просто: видеть, веря; чувствовать, надеясь; познавать любя. Тайна вознесения, радостная и красивая в силу того, что показывает нам Христа, вознесшегося в лоно Отца, является также моментом наполнения наших сердец смирением и добром: потому, что Иисус остается среди нас до конца мира. Он только изменяет свой облик: найти Его можем в бедном и страдающем человеке, пока не увидим Его во славе. Именно таким - окруженным славой - увидим Иисуса только в том случае, если сейчас мы увидим Его оком истинной любви в своих повседневных страданиях, усталости и унижениях, взаимно принимая друг друга.
 
 
ORATIO
 
Господи Иисусе, мы хотели бы познать, чем было для Тебя возвращение в лоно Отца. И это твое возвращение не только как Бога, но, прежде всего, как человека: с руками, ногами и всем телом, погруженным в любовь. Ведь прекрасно знаем, что такое для нас разлука с теми, кого мы любим: смотрим на них так долго, как только это возможно.
Пусть Бог Отец наполнит нас, как когда-то наполнил Апостолов, тем светом, который освещает очи сердца и позволяет увидеть Тебя, всегда присутствующего среди нас. Таким образом, уже сейчас, мы сможем познать живую надежду, к которой мы призваны, и с радостью обнять крест, зная, что смиренно пожертвованная любовь является единственной силой, способной возвысить этот мир до Твоего уровня.
 
 
CONTEMPLATIO
 
О, доброта, любовь, удивительное великодушие! ГдеГосподь, там будет и Егослуга:можно ли достичьбольшейславы? (...)Он принял человеческую природу с тем, чтобы привести еекславечерездарвоскресения бессмертия;итак вознес ее нанебесаипоместил одесную Себя. Поэтому, вся моя надежда,все моеупование на то, что в Нем, Человеке –Христе, естьчастькаждого из нас, чтов немнаша кровьи нашетело. Гдецаритхотя бы какая-то частьменя самого, там также царствую и я -я так думаю. Еслимоетелобыло вознесено вославу, то и я нахожусь вославе. Хотяягрешник, моявера неможетпоставить под сомнениеэтообщение.
Нет, Господь не лишен чувствительности до такой степени, чтобы забыть о человеке и не помнить о том, кого носит в себе. Именно в Нем, в Иисусе Христе, Бог и наш Господь, бесконечно добрый, безмерно благой и милосердный, в котором мы уже воскресли, в котором уже живем новой жизнью, уже сейчас мы также взяты на небо и обитаем в небесных чертогах. Через Твоего Святого Духа соделай, о Господи, чтобы мы могли понимать и почитать эту великую тайну Твоего милосердия.
ИоаннизФекамп, Confessio theologica II, 6 [Милан 1986,56сл]
 
 
ACTIO
 
В течение дня повторяй и живи Словом:
„Вовек милость Его” (Пс 117,2).