ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД Б
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
LECTIO
Первое чтение
из Деяний Апостолов 2,1-11
 
1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?”
 
Когда день Пятидесятницы подходил к завершению, исполнилось обещание, данное Христом (1,15). Событие, о котором говорится, имело место около девяти часов утра, хотя сам праздник начался вечером предыдущего дня. Все произошло так же, как во времена великого Богоявления Ветхого Завета, особенно того, о котором написано в Книге Исхода (Исх 19), являющегося своего рода прелюдией к подготовке дарования Закона. А воспоминание этого события иудеи праздновали именно в день Пятидесятницы (ст. 12). Этот праздникдобавимтакже назывался праздником Седмиц, так как наступал через семь недель после праздника Пасхи.
Но вернёмся к нашему тексту. Святой Дух представлен в нём во всей полноте, поскольку является исполнением обетования. Богоявление начинается шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом и всех присутствующих в нём. Вскоре явились языки как бы огненные, которые разделились и почили на каждом из них, показывая силу воспламеняющего слова присутствующую в разных языках (ст. 34).
Обратим внимание на один важный аспект. Это событие произошло в определённом месте (ст. 1) и касалось определённого количества людей. С этого момента и от этой группы людей, начинается великое дело евангелизации, приобретающее безграничные размеры (для "всякого народа под небом": ст. 5б). Дар словапервый харизмат вдохновлённый Святым Духомбыл уделен во славу Отца и для её провозглашения, чтобы все люди, благодаря свидетельству учеников, открылись для дара веры и воздавали славу Богу (ст. 11б). Две важные черты отличают эту новую способность в общении, являющуюся результатом Сошествия Святого Духа: во-первых, этот язык становится понятным для всех, что является очевидной реализацией языкового единства, нарушенного в Вавилоне (Быт. 11,19); во-вторых, эта способность объединяет с экстатическими словами древних пророков (ср. 1Цар 10,57), по крайней мере, интерпретируется как пророческая, и именно самим Петром, когда он объясняет евреям, прибывшим из разных мест, что же произошло (ст. 1718).
Таким образом, Святой Дух ворвался и изменил сердца учеников, делая их способными к пониманию, разъяснению, следованию и свидетельству о путях Господних, чтобы те вели всех людей к полному общению с Ним, в единстве веры в Иисуса Христа, распятого и воскресшего (ст. 2223 и 3839;. ср. Еф 4,13).
 
Второе чтение
из Послания Св. Апостола Павла к Галатам 5,16-25
 
16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны”.
 
Павел поучает тех, кто уже получил новую жизнь в Духе через крещение, поступать по Духу (ст. 16–25). Это Он направляет стопы человека, является светом и силой на пути жизни. Если это так – возникает вопрос – для чего же необходимо такое особое приглашение, как у Павла? Ведь человек «любит для того, чтобы любить»! Кроме того, этому желанию, вложенному Богом в сердце человека, противостоит сила, которую Павел согласно библейскому языку называет «плотью». Этот термин указывает на слабость, недостатки творения, его природную склонность к совершению зла. Короче говоря: человек стремится удовлетворить свой собственный эгоизм, рабом которого является (ст. 16–17). И от этой тирании его освобождает никто иной, как Святой Дух, однако не делает этого без прямого участия со стороны человека (ст. 18).
Павел хотя и деликатно, но всё же очень твёрдо, объясняет Галатам поведение человека, вызванное выбором князя плоти или являющееся результатом действия Святого Духа. Всё то, что исходит от плоти и закрывает доступ к Царствию Божию (ст. 19–21) называет «делами», в то время как то, что является результатом действия Святого Духа (ст. 22–23), называет «плодами». Таким образом, прямо говорится, что плоть является бесплодной и приводит к погибели человека. В то время как Дух Святой, благодаря различным добродетелям, приносит плод святости, который созревает в человеке, внутренне его объединяя. Тот, кто в крещении соединился с пасхальной тайной Христа, тот также распял в Нём свою плоть, чтобы жить с Ним как воскресший, ведомый Его Духом (ст. 24–25).
 
Евангелие
от св. Иоанна 15,26-27;16,12-15
 
26Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. 16,12Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. 15Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам”.
 
Подготавливая учеников к своему уходу, Иисус ясно рисует им образ враждебного и ненавидящего мира, который не откажется от преследования (15,18–25). Тем не менее, обещает им прислать Параклета, то есть Утешителя. Это именно Он, Дух Святой, которого Иисус пошлёт ученикам, будучи у Отца, позволит им выстоять во время происходящих в мире процессов, направленных против учеников.
Во-первых, Святой Дух внутренне их укрепит, благодаря чему смогут глубже познать Иисуса, что будет показано им в свете того, что пережили с Ним «сначала». Таким образом, поддерживаемые Божьим Параклетом, придающим им силы и мужество, Апостолы смогут свидетельствовать в мире об Иисусе (15,26–27). И потом это Дух Святой будет Тем, кто научит их «многому тому», чего Иисус не сумел им передать, потому что они не были ещё достаточно зрелыми в вере и в понимании путей Господних. Но Утешитель – обещает Иисус – будет вашим проводником, станет Тем, Кто «наставит вас на всякую истину» (16,13).
Задание Святого Духа, однако, не ограничивается только разъяснением того, что происходит сейчас, учением о путях Господних, но забегает также и в будущее. Дух, мы слышим, «будет говорить, что услышит, и будущее возвестит» (16,13б). В этом случае Иоанн использует глагол «возвестит» (гр. anangellein). Хотя это слово появляется в апокалиптических произведениях для обозначения откровений тайны «конца времён», не исключено, что в общине Иоанна указывало не только на предсказание будущего, но касалось, прежде всего, более глубокого понимания того, что происходило в действительности, что вновь могло служить прочтению будущих эсхатологических событий. Другими словами, Параклет преподнесёт дар распознания «знамений времени» в свете Христа, давая своего рода временное и вечное понимание спасения, которое совершил Христос. Таким образом, Дух Утешитель актуализирует в каждой эпохе Слова и дела Иисуса, являющиеся единым целым со Словом и волей Отца (16,13б-15).
 
 
MEDITATIO
 
Торжеством Сошествия Святого Духа завершается пасхальный период, который таким образом достигает всей своей полноты. Одновременно с излиянием Святого Духа Божья любовь излилась на всё творение и вошла в человеческие сердца, принося с собой жизнь и красоту. «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» и «разделяющиеся языки, как бы огненные» – это красноречивые знаки, выражающие невиданную мощь, всеобщность и глубину того, что произошло. Это потрясение, приравненное ко второму сотворению. Вот мы стоим перед истинным потоком благодати, которая разрушает все барьеры, существующие между небом и землёй, и устанавливает полноту общения. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы не потерять эту благодать, данную нам, но добиться того, чтобы она приносила обильные плоды.
Тайна Пятидесятницы – это тайна святости, то есть полной самоотдачи Богу. В каком смысле? Евангельский отрывок даёт нам довольно ясное и чёткое описание этого события. Все происходит в пасхальный вечер. Одиннадцать собрались в доме, который был заперт на ключ, и Апостолы были дезориентированы и находились в состоянии замешательства. Это удивительно знакомый образ. Не приходилось ли и нам также скрывать нашу веру в стенах нашего дома, что обусловлено, по крайней мере, уважением к свободе других людей? Может быть. Но Иисус прекрасно нас знает и имеет ключ, способный открыть наши сердца. Таким образом, в какой-то момент, тихо и неожиданно, верно и милосердно, приходит к нам снова наш Господь и вновь даёт себя самого: «Мир вам! Примите Духа Святого». И всё меняется.
Ученики, облачённые в новую жизнь, ощутили в пылающих сердцах горячее желание быть миссионерами Евангелия. Так родилась Церковь, обитель Святого Духа, призванная к пробуждению жизни. Родилась как маленькая община, как крошечное горчичное зёрнышко на бескрайних просторах, но, кажется, что это её не пугает: она знает, что её секрет в силе любви. Любовь придаёт силы и позволяет идти вперёд тому, кто имеет мужество, потому что верует.
 
 
ORATIO
 
Приди Дух Святой! Приди как свежий ветер, приди и разожги в сердце Церкви весеннюю любовь, юношескую любовь, полную удивления и восторга, любовь, способную к преодолению всех преград человеческого страха, готовую к разрушению всех барьеров недальновидного благоразумия. Одари Церковь любовью к Богу и к людям, способной поднять паруса и плыть по бескрайним просторам вод, чтобы достичь неизвестных берегов, где ожидается дождь нового сезона.
Снизойди, Дух Святой, на Церковь, и, касаясь её свежим бризом, высвободи из её сердца дыхание свободы. Пусть это даст голос всем народам земли и направит её в будущее истинного мира и братства.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Когда Божий огонь, приходя свысока, начинает воспламенять человеческое сердце, тогда проходят все страсти, прощение становится их силой. Груз хотя он и был бы, не знаю, насколько тяжек, становится лёгким и, по мере того, как пробуждается страсть, становится нетрудным то, чтобы человеческое сердце ощутило лёгкость, словно бы имело крылья голубя.
О, благословенный огонь, не опаляющий, но просвещающий; а если же и опаляешь, то лишь для того, чтобы уничтожить вредные привычки, чтобы не потерять жизнь! Кто позволит мне, чтобы я мог быть охвачен этим огнём? Это огонь, который очищает меня, удаляя из моей души огнём истинной мудрости тьму невежества, мрак фальшивого познания; который в пылкую любовь превращает холод лености и лени, эгоизма и небрежности. Это огонь, который не позволяет моему сердцу ожесточиться, но своим теплом делает его податливым, послушным и набожным. Кто освободит меня от тяжкого бремени мирских забот и на крыльях благочестивого и святого созерцания, которое питает и развивает любовь, вознесёт моё сердце ввысь.
Св. Роберто Беллармин, О восхождении разума к Богу,
в: Все труды кардинала Роберто Беллармина, VI
[Неаполь 1862, 232]
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
„О, приди к нам, Дух Святой, и небесный луч пошли Света незакатного», (из Литургии)