ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД В
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
duch swietyLECTIO
 
Первое чтение
из Деяний святых Апостолов 2,1-11
 
1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. 6Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?”
 
Когда день Пятидесятницы подходил к завершению, исполнилось обещание, данное Христом (1,1-5). Событие, о котором говорится, имело место около девяти часов утра, хотя сам праздник начался вечером предыдущего дня. Всё происходило так же как во время великих Богоявлений Ветхого Завета, особенно того, о котором написано в Книге Исхода (Исх 19), являющегося своего рода прелюдией к подготовке дарования Закона. Воспоминание этого события иудеи праздновали именно в день Пятидесятницы (ст. 1-2). Этот праздник - добавим - также назывался праздником Седмиц, поскольку наступал через семь недель после праздника Пасхи.
Но вернёмся к нашему тексту. Святой Дух представлен в нём во всей полноте. Поскольку является исполнением обетования. Богоявление начинается шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом и всех присутствующих в нём. Вскоре явились языки как бы огненные, которые разделились и почили на каждом из них, показывая силу горящего слова присутствующую в разных языках (ст. 3-4).
Обратим внимание на один важный аспект. Это событие произошло в определённом месте (ст. 1) и касалось определённого круга людей. С этого момента и от этих людей начинается великое дело евангелизации, приобретающее безграничные размеры (касающееся «всякого народа под небом»: ст. 5б). Дар слова - первый харизмат воспламененный Святым Духом - был уделён во славу Отца и для её провозглашения, чтобы все люди, благодаря свидетельству учеников, открылись для веры и воздавали славу Богу (ст. 11,б). Две существенные черты выделяют эту новую способность в общении, являющуюся результатом Сошествия Святого Духа: во-первых, этот язык становится понятным для всех, что является явной реализацией языкового единства, нарушенного в Вавилоне (Быт 11,1–9); во-вторых, эта способность объединяет с экстатическими словами древних пророков (ср. 1Цар 10,5-7), по крайней мере, интерпретируется как пророческая, и именно самим Петром, когда он объясняет евреям, которые прибыли из разных мест, что произошло (ст. 17-18).
Таким образом, Святой Дух вторгся и изменил сердца учеников, делая их способными к пониманию, разъяснению, следованию и свидетельству о путях Господних, чтобы те вели всех людей к полному общению с Ним, в единстве веры в Иисуса Христа, распятого и воскресшего (ст. 22-23 и 38-39; ср. Еф 4,13).
 
Второе чтение
из Первого Послания Св. Ап. Павла к Коринфянам 12,3б-7.12-13
 
„Братья: 3никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. 4Дары различны, но Дух один и тот же; 5и служения различны, а Господь один и тот же; 6и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7Но каждому дается проявление Духа на пользу. 12Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. 13Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом”.
 
К Коринфянам, с энтузиазмом исповедующих Христа, благодаря многочисленным вдохновениям Святого Духа, которые наблюдались в их общине, Павел направляет несколько важных замечаний, связанных с правильным различением этих даров Духа. Как же различить действие Святого Духа в человеке? Конечно же, не в сверхъестественных знаках, но, прежде всего в глубокой вере, благодаря которой он верует и признаёт, что Иисус есть Бог (ст. ).
А как распознать действие Святого Духа в общине? Благодаря единству, неутомимым виновником которого является Святой Дух. Именно Он формирует Церковь как одно тело, Мистическое Тело Христово (ст. 12), которое каждый христианин составляет как его живой член благодаря святому крещению. Это единство, лежащее в основе христианской жизни и являющееся целью, к которой направлено действие Святого Духа, реализуется благодаря многим харизмам (дарам Святого Духа), служениям (церковным служениям, возложенным единым Господом) и деяниям, исполнение которых стало возможным благодаря единому Богу, уникальному источнику всей окружающей нас действительности (ст. 4-6).
Итак, как определить подлинность - то есть фактическое Божественное происхождение - различных харизматов, служений и деяний, которые присутствуют в общине? Павел объясняет это в стихе 7, послушаем: «Но каждому даётся проявление Духа напользу». Короче говоря: для формирования всего церковного тела в единстве пока мы не придём «в меру полного возраста Христова» (Еф 4,13). Но величайший из всех даров - что необходимо решительно подчеркнуть незаменимым даром, единственным, который длится вечно, есть любовь (12,31-13,13).
 
Евангелие
от св. Иоанна 20,19-23
 
19В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
 
Вечером в день Воскресения, Иисус, Которого Отец воскресил из мёртвых силою Святого Духа (Рим 1,4), явился апостолам, собравшимся в горнице, и дал им Божий дар единства и святости. Это - в двух словах - Пятидесятница Иоанна, которую Евангелист размещает ближе к самому воскресению. Этим подчёркивает уникальную богословскую перспективу: уникальность одного часа, к которому была устремлена вся земная жизнь Иисуса; часа, в котором Он воздаёт славу Отцу через жертву на кресте и предаёт дух в момент своей смерти (19,30б). Важно отметить, что это также тот же самый час, в который Отец прославил Сына через воскресение. В этом одном и исключительном часе, Иисус даёт своим ученикам Святого Духа (ст. 22), а с Ним также и свой мир (cт. 19.21), свою миссию (ст. 21б) и сверхъестественные силы для её исполнения.
Святой Дух - как повторяет вся Церковь в сакраментальной формуле отпущения грехов - был послан для прощения грехов. Агнец Божий, взял на себя грехи мира (1,29) и уничтожил их в своём теле, пожертвованном на кресте (см. Кол 2,13-14, Еф 2,15-18). Благодаря апостолам и их деяниям, Иисус всё ещё продолжает в мире и истории своё спасительное дело, возрождая к новой жизни всех и восстанавливая состояние первоначальной чистоты в тех, кто приближается к принятию Божьего прощения, и, через искреннее покаяние, открывается для принятия дара Святого Духа (Деян 2,38-39).
 
 
MEDITATIO
 
Воскресенье Пятидесятницы содержит в себе всю пасхальную радость, собранную как бы в излучаемом световом луче и изливает его не только в человеческие сердца, но и на всю землю. Воскресший стал Господом вселенной: всё чего Он коснулся, стало видимым для очей веры и облачилось в Его огонь и Его свет, тем самым воспылав. Но возможно ли высказать, что «Иисус есть Господь» только словами?
То, что Иисус Господь можно действительно выразить только своей жизнью, демонстрируя тем самым, что Он заполняет все ее пространство. В Нём все различия становятся выражением божественной красоты; все разногласия создают гармонию единства в любви. Одним словом: мы едины друг с другом, «чтобы составлять одно тело», но одновременно имеем различные дары, различные харизматы, что опять-таки делает так, что каждый человек имеет свой собственный лик святости. Любовь, вместо того, чтобы уменьшать, преумножает всё хорошее в нас и делает нас даром для других. Таким образом, мы не можем говорить, что живём в Духе, если мы не имеем мир в своём сердце и не становимся орудием этого мира посреди братьев, свидетелями Евангелия и хранителями истинной радости.
 
 
ORATIO
 
Святой Дух, Отец бедных, приди! Сияющий свет, Гость человеческих сердец, Утешитель сокрытых вин, Укрепление в наших трудах, Движущая сила на нашем трудном пути, одари нас благодатью прощения, целительный Бальзам, исцели все наши раны. Пусть Твой огонь любви согревает сердца всех верующих и освежающим бризом радует тех, кто просит о Твоих святых дарах.
Приди, Дух Святой, посланный Отцом во имя своего возлюбленного Сына Иисуса; приди и соделай Твою Церковь единой и святой для вечного бракосочетания Неба.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Поспеши, чтобы соединиться с Духом Святым. Он придёт, как только позовешь, а Его можно призывать хотя бы потому, что Он уже присутствует. Когда призываешь Его, приходит с обилием Божьего благословения. Он - стремительная река, приносящая радость в город Бога (ср. Пс 46,5), и когда Он приходит, если найдёт тебя, как смиренного и спокойного человека, пусть даже в страхе стоящим пред Божьим словом, почиет на тебе и откроет тебе то, что Отец утаил от мудрых и разумных этого мира. Тогда станут ясными для тебя те вещи, которые Мудрость явила ученикам, но которых они не могли понять до пришествия Духа истины, научившего их всей правде.
Напрасно ожидается, что можно получить или узнать из уст какого-либо человека то, чего нельзя ни получить, ни научиться от языка самой истины. И так на самом деле, ибо так говорит сама истина: «Бог есть дух» (Ин 4,24). Подобно тому, как необходимо, чтобы Его почитатели поклонялись Ему в Духе и Истине, так же и те, кто желает познать и ощутить её, только в Святом Духе должны искать вдохновения для веры, а также чистого и простого смысла этой истины. В темноте и невежестве этой жизни Он - для нищих духом - свет, который просвещает, привлекательная любовь, наибольшая сладость, доступ человека к Богу, обожающая любовь, почтение и восхищение.
Гийом де Сен-Тьерри, Зеркало веры, 46
 
 
ACTIO
 
В течение дня повторяй и живи Словом:
«Приди, Дух Святой, наполни сердца своих верных и разожги в них огонь своей любви». [из литургии]
wniebowsapienieLECTIO
 
Первое чтение
из Деяний Апостолов 1,1-11
 
1Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”.
 
Краткий пролог, взятый из Деяний Апостолов, связывает эту книгу с Евангелием от св. Луки, делая их второй частью Первую книгу…», ст. 1) труда, написанного тем же автором. Начало Деяний составляет краткий синтез всего земного служения Иисуса (ст. 1-3). Это очень краткое резюме содержит в себе весьма ценные примечания. Лука подчёркивает, как Апостолы, избранные Святым Духом, стали свидетелями всего дела, учения, мук и воскресения Иисуса, а также хранителями указаний, оставленных Воскресшим Господом перед Его вознесением на небо. Ясно видно, что их сила и власть исходят от Господа, который сделал их фундаментом Церкви, существующей во все века (Еф 2,20; Откр. 12,14). Кроме того, - согласно тексту Луки - Иисус даёт понять, что у Него есть план, который неизвестен ученикам (ст. 6-7). Царство Божие, о котором Он говорит (ст. ), не является подобным мессианскому царству Израиля, время восстановления которого известно только Отцу, а его границы распространяются «даже до края земли» т. 7-8).
Таким образом, Апостолы получили от Христа миссию, но её форма им уже не принадлежала. Они должны были быть полностью послушны Святому Духу, обещанного им от Отца (ст. 4-8). Так же, как когда-то Авраам, Апостолы должны были покинуть свою землю - землю своей определённости и безопасности и нести Евангелие в дальние края, не опасаясь преследований, усталости и отречений со стороны людей. Передача им этой миссии проповедования Евангелия завершает искупительное дело Христа на земле. Однако, Он Сам, исполняя предсказание апокалиптического видения Сына Человеческого, возносится вверх на небо (то есть к Богу), и делает это на глазах Апостолов - свидетелей Его славы. Это продолжается до тех пор, пока облако не скрыло Его полностью (см. Дан 7,13).
Ключом к пониманию всего служения Иисуса показанного Лукой является «вход» (из Галилеи в Иерусалим, из Иерусалима на небо) и «выход». И теперь это находит своё окончательное исполнение: в факте вознесения совершается полнота перехода (Пасхи) к Отцу. Однако, как обещают два мужа в «белой одежде» - то есть, два небесных посланникаоднажды Он вернётся с небес так же, как вознёсся на небо (ст. 11). Не следует теперь с любопытством изучать символы, появляющиеся на небе, потому что произойдёт это так же неожиданно, как и Его уход. Коротко говоря, это совершится в срок, положенный Отцом (ст. 7), и будет окончательным «выходом», то есть переходом истории в вечность, Пасхой творения к Богу, вознесением человечества на небо прямо в объятия Пресвятой Троицы.
 
Второе чтение
из Послания Св. Апостола Павла к Евреям 9,24-28;10,19-23
 
„Братья 24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. 10.19Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21и имея великого Священника над домом Божиим, 22да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший”.
 
В двух фрагментах, взятых из Послания к Евреям, составляющих один литургический отрывок, Христос был изображён как Тот, кто исполняет священническую функцию. Она гораздо больше, чем аналогичная функция, установленная во времена Ветхого Завета.
В первом фрагменте (9,24-28), сравнивается культ, который отмечался в День Искупления, с жертвой, совершённой Иисусом Христом. Он не вошёл в святилище, как это делал один раз в год первосвященник с целью принести жертву за грехи людей, что совершалось через пролитие крови жертвенных животных, Он вознёсся на небо - в трансцендентность Бога - чтобы навсегда предстоять за людей. Он совершил это, принеся себя в жертву раз и навсегда. Это была жертва, бесконечная ценность которой освободила человечество из рабства греха (ст. 24-26). Именно оттуда, с неба - как на это указывает исповедание нашей веры - «придёт судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца». Дело в том, что Он благодаря эффективности своей искупительной жертвы, сможет судить каждого человека, ссылаясь на критерии истины и милосердия. Более того, Он сможет даровать вечное спасение тем, кто его ожидает (ст. 27-28).
Зато во втором фрагменте показаны последствия, вытекающие из утверждения о совершенстве жертвы Христа. Теперь тайна вознесения рассматривается по отношению к верующим. Итак, через Кровь Иисуса тот, кто верует, имеет надежду войти в святилище небес, в полное общение с Богом. Так будет, потому что Христос открыл путь «через завесу» своей человеческой природы (в еврейском культе, завеса отделяла святилище, то есть место святое святых от остальной части храма). Но для того чтобы попасть на небеса, не нужны никакие чрезвычайные меры (специальные обряды, исключительные практики аскетической природы) - достаточно просто следовать за Христом. Ибо Он Сам сказал о Себе: «Я есмь путь». И поэтому Бог, верный своим обещаниям, не оставляет человека одного. И именно от Него исходит предложение призвания человека к тому, чтобы он приблизился к Отцу в полноте и искренности веры, с чистым сердцем, через жизнь в соответствии с омовением крещения и его требованиями (10,21-22). Пусть же нас сопровождает нерушимая надежда (ст. 23), которая будет нас укреплять в любви (ст. 24) до дня, когда всё человечество окончательно откроется на момент восхождения на небеса.
 
Евангелие
от св. Луки 24,46-53
 
В то время 46Иисус сказал ученикам Своим: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48Вы же свидетели сему. 49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь”.
 
Повествование, описывающее момент вознесения Иисуса, записанное в Евангелии от Святого Луки, имеет много общего с тем фрагментом, который был записан в книге Деяний Святых Апостолов. Они отличаются оттенками и несколько иначе поставленными акцентами, которые здесь более значительны. Всё событие было описано как следующее непосредственно после Пасхи, что должно было подчеркнуть, что оба этих события являются одной великой тайной. Короче говоря, победа Христа над смертью связана, и притом непосредственно с Его восхождением во славу, что является делом Отца (ст. 51: «стал возноситься на небо»). Явившись Своим ученикам, Воскресший «отверз им ум к уразумению Писаний». Тем самым Он показал, что всё Его земное дело является лишь частью Божьего плана, реализация которого теперь возложена на учеников. Поскольку они были призваны быть Его свидетелями. Итак, все люди должны услышать призыв к обращению. Это принесёт им прощение грехов и участие в Пасхальной тайне Христа (ст. 47 сл.).
Иерусалим, к которому была направлена вся миссия Иисуса, описанная в третьем Евангелии, теперь стал отправной точкой миссии, осуществляемой Апостолами. Именно здесь, в Иерусалиме, они должны ожидать дар Святого Духа, которого - по обетованию Божию, записанному в Священном Писании (ср. Иоил 3,1-2, Иез 36,24-27 и т.д.) - Иисус пошлёт им, будучи уже у Отца (ст. 40).
После передачи последних указаний и рекомендаций, Иисус выводит учеников наружу и ведёт их по направлению к Вифании. Идут по тому же самому пути, по которому Иисус прошёл в день Торжества Освящения Пальмовых ветвей, входя в Иерусалим. Но теперь Он выходит из него. На горе Елеонской, где находится Вифания, благословляет учеников и расстаётся с ними. Возносится вверх, восходит к вечности, в небесное святилище (Евр 9,24). Пребывая в жесте поклонения, ученики увидели Его Божественность, а затем, по совету Иисуса, исполненные радости возвратились в Иерусалим, где, пребывая в местном храме, прославляли Бога (ст. 52-53). Итак, Евангелие заканчивается там, где оно начиналось (1,7-10). Время Иисуса завершается ожиданием Святого Духа, сошествие которого даёт начало времени Церкви, пребывающей в молитве и наполненной радостью.
 
 
MEDITATIO
 
Торжество Вознесения позволяет нам понять один из парадоксов христианской жизни. Это связано с самыми глубокими чувствами человеческого сердца, которое разрывается между пребыванием на земле и одновременным пребыванием - уже сейчас - на небесах. Когда во время Тайной Вечери Иисус объявил ученикам о Своём исходе, который был очень близок, Он также сказал, что это станет причиной их печали. Но следует отметить, что Лука описывает это совсем иначе: вот перед нами образ Апостолов, возвращающихся в Иерусалим, которые, видя Господа, восходящего на небо, были исполнены «великою радостью». И поэтому, нет ли в этом некоторого противоречия?
Необходимо помнить, что здесь нужно говорить о двух различных видах счастья, или, вернее, о двух его измерениях. Прекрасно знаем, что Иисус сказал: «Вот, Я с вами во все дни...», но также мы - что стоит подчеркнуть - можем сказать, что в некотором смысле, мы находимся с Ним там, где Он есть, что является результатом крещения, которое глубоко воплотило нас в Него. Он же вознёсся на небеса с нашей человеческой природой и восседает одесную Отца. Другими словами, наша родина - это небо. Следовательно, наша радость пропорциональна вере, которой мы живём, уверенности нашей веры, что теперь, когда Иисус до конца исполнил волю Отца, показанную в пасхальной тайне, ничего для человека не является таким же, как было раньше. Бог с нами, и мы с Ним. Навсегда. Теперь от нас зависит долговечность нашей веры, а вместе с ней участие во благах Возлюбленного: Иисус, который восседает одесную Отца, имеет удел в Его славе навсегда. Именно там, ходатайствуя за нас, делает так, что каждый из нас стремится реализовать план Отца, чтобы быть окончательно и навсегда погружённым в любовь.
 
 
ORATIO
 
Не позволь, Господи, чтобы темнота забвения затмила надежду, которая сегодня возгорелась в наших сердцах. В продолжающейся темноте ночи её свет сияет словно живой. Пусть ураганы истории не мешают нам в нашем беге к Тебе, а Твоя рука поддерживает нас. Соделай из нас странствующий народ, бедный во всём, но богатый Твоим обещанием, народ, который будет верно сохранять единство и мир.
Наше воскресение уже началось. Также началось наше восхождение на небеса. Как Твои благодарные и признанные Тобой дети, мы просим, чтобы нашим единственным желанием была всё возрастающая привязанность к Тебе и к Отцу, выражением чего станут узы всё углубляющейся любви.
 
 
CONTEMPLATIO
 
И что удивляешься, что Дух и с нами, и на небе, а тело Христово и на небе, и с нами? Получило небо святое тело, приняла и земля Святого Духа. Пришёл Христос - и принёс Святого Духа, взошёл - и вознёс наше тело. О, ужасное и странное устроение!
О, великий Царь, великий во всём, великий и удивительный! Великий пророк, великий священник, великий свет, великий во всём.И не только по Божеству велик, но и по плоти; как по Божеству - Бог великий, и Господь великий, и царь великий, так с другой стороны - великий священник и великий пророк. (... )
Итак, будем иметь залог нашей жизни на небе, куда мы совознесены с Христом. И потом опять будем восхищены на облаках, если будем достойны встретить на облаках. Подсудимый не устраивает встречи судье, но является к нему с покорностью - не устраивает встречи, потому что лишён смелости. Итак, будем молиться и мы все, возлюбленные, чтобы нам оказаться хотя бы в последних рядах встречающих.
Иоанн Златоуст, Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, 16 сл.
 
 
ACTIO
 
В течение дня повторяй и живи Словом:
«Господи, дары, которые мы вкусили от алтаря Твоего, да воспламенят в сердцах наших желание небесной отчизны». [из литургии]
emmausLECTIO
 
Первое чтение
из Деяний Святых Апостолов 15,1–2.22–29
 
„В те дни: 1Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 2Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. 22Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. 24Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. 27Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. 28Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
 
Распространение Евангелия, и особенно среди язычников, поставило перед зарождающейся Церковью серьёзную проблему, связанную с её отношением к закону Моисея. Поэтому возник вопрос: имеет ли Тора ещё какую-то ценность после явления Христа, а в частности её предписания, связанные с исполнением культа? Итак, Церковь столкнулась с первым кризисом, касающимся противостояния старого стиля жизни, проистекающего из иудаизма, и обычаев новых общин, которым был чужд еврейский закон. Решение этой проблемы имело огромное влияние на развитие евангелизационной миссии.
Наряду с собранием Апостолов и пресвитеров в Иерусалиме происходит так называемый первый Вселенский Собор. Это было событие большого значения и стало своего рода отправной точкой для Церкви всех времён. Его решения имеют существенное влияние, как на внутреннее единство, так и на распространение всей Церкви. Это желание жить в истине, имеющее немаловажное значение для будущего общины из Антиохии, где возникла проблема, стало причиной для того, чтобы послать в Иерусалим Варнаву и Павла с целью изложить суть проблемы и испросить совета у Апостолов и пресвитеров (см. ст. 2). Важно отметить, что Иерусалимская Церковь приветствовала их с распростёртыми объятиями. Также было предпринято совместное обсуждение возникшей проблемы (ст. 4–7а). Выступление Петра, рассказ Варнавы и Павла, свидетельствующий о великих делах Божиих, которые имели место среди язычников, и в результате авторитетное слово Иакова, непосредственно отвечающего за Церковь в Иерусалиме, помогают в различении путей Святого Духа (ст. 28). Именно под Его руководством было фактически достигнуто полное согласие («Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили...»: ст. 22–25), что нашло своё отражение в официальном документе, направленном в Антиохию. Он гласит, что предписания иудейского закона не следует применять по отношению к языческим народам.
В некотором смысле, как когда-то Иисус собрал все предписания и рекомендации в одной заповеди любви, также и теперь различного рода предписания культового закона были побеждены благодаря свету Святого Духа, о чём свидетельствует это послание, отправленное через Иуду и Силу. В нём обращено внимание на то, что важно, а именно на необходимость обращения и отречения от греха. И даже если определённые стандарты культа по-прежнему остаются актуальными, то, конечно же, не из-за их собственной ценности, но из-за сохранения церковного единства составляющих общину евреев-христиан и обращённых язычников.
Эта история показывает, что проблемы не решают абстрактные понятия, но сознательный и чёткий выбор, который должен быть сделан с большой мудростью и в соответствующее время. Это, в свою очередь, становится основой для устойчивых перемен, которые должны привести к общему росту и развитию, а не быть причиной для серьёзных разногласий.
 
Второе чтение
из книги Откровения св. Ап. Иоанна 21,10–14.22–23
 
10И вознес меня Ангел в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. 22Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. 23И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец”.
 
Вместе с видением небесного Иерусалима заканчивается Книга Откровения, а вместе с ней и всё библейское откровение. Совершая своеобразное и однозначное сравнение с более ранним видением другого города, города зла, великой блудницы Вавилонской, а также, описывая казни, которым он был подвергнут (гл. 17–18), Иоанн берётся за описание другой великолепной реальности «нисходящей с неба», являющейся даром Бога. Речь об Иерусалиме, Невесте Агнца, Святом Городе. В нём показана красота самого Бога, от него исходит блеск Его света (ст. 11; ср. 4,5).
Совершенство города было описано с помощью набросков, ранее сделанных пророками (Иез 40,2; Ис 54,11–12; 60,1–22; Зах 14 и т.д.). Они представляют собой новый и замечательный синтез. В них говорится о трёх ключевых элементах, имеющих исключительный характер в этом великолепном сооружении: стена, ворота и основания. Причём стена свидетельствует о его размере, компактности и безопасности, а не о закрытости. С каждой стороны света расположены трое ворот (ср. Иез 48,30–35), через которые могут войти в город все народы земли, создавая тем самым единый народ Божий, тот, которому было доверено откровение. Кроме того, на воротах были написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, а также высечены фигуры двенадцати Ангелов, которые символизируют посредников древнего Закона (ст. 12–13). Основанием этих стен являются Апостолы распятого и воскресшего Христа, на свидетельстве которых основана Церковь (Еф 2,19–20).
Однако в городе не хватает святого места, то есть Храма, который способствовал тому, что Иерусалим считался «Святым Городом». Тем не менее, это очевидное отсутствие является его величайшим изобилием, потому что Всемогущий Бог и Агнец – его храм. Встреча с Богом не происходит в каком-то уникальном и особенном месте, как это было ранее. В Небесном Иерусалиме встреча с Богом становится выражением духовной реальности и образом жизни общины. Всемогущий Бог и Агнец будут в нём всем во всём (1Кор 15,28), а присутствие славы Божией (shekhînah) и воскресшего Христа станет светом всё освещающим, в который все будут погружены (ст. 22–24, ср. Ис 60,19–20).
 
Евангелие
от св. Иоанна 14,23–29
 
В те дни: 23Иисус сказал ученикам Своим: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 25Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. 27Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. 28Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. 29И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется”.
 
Накануне своего исхода Иисус заверяет своих учеников в том, что Он вернётся и явится тем, кто действительно любит Его (ст. 21б). И это те, кто соблюдает Его Слово. Любовь Иисуса – настоящая любовь, укоренившаяся в вере в то, что Он был послан Отцом и что пришёл на землю, чтобы явить Его и рассказать всё то, что слышал от Него (ст. 24б; см. 15,15). Тот же, кто, веруя, проживает свою жизнь в послушании Слову, становится местом обитания Бога (ст. 23), и благодаря Святому Духу ощущает единство с Отцом и Сыном.
Время, наступившее для учеников, – трудное время, но, однако, они не должны пребывать в тревоге, что остались сиротами. Бог Отец пошлёт им Святого Духа, который станет для них проводником. Истина в том, что дело спасения совершилось через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа, но необходимо, чтобы каждый включился в него и позволил себя спасти. А это задача Святого Духа: открыть человеческие сердца для понимания тайны Бога и вдохновить их встать на путь обращения. Поэтому благодаря действию Святого Духа, Христос становится современником для каждого человека, рождающегося для новой жизни. Именно благодаря Святому Духу Библия становится живым Словом, адресованным каждому сердцу.
Миссия Святого Духа заключается в обучении и напоминании о том, что Иисус сказал и сделал во время своей земной жизни. Это учение и напоминание не переносят человека в какое-то далёкое время и место, но дают глубокий взгляд на существующую реальность, потому что здесь и сейчас Иисус присутствует как Эммануил, или «С нами Бог». Он Сам подтвердил это, когда к обетованию Святого Духа присоединил ещё один дар: «Мир оставляю вам, – сказал Он, – мир Мой даю вам». Этот мир – Он сам. Поэтому данный мир отличается от того, который даёт мир. Это личность, вечная жизнь, любовь. Таким образом, словно бы возвращаемся к корням. Заметим, что Иисус обитает в сердце человека, чтобы сделать его способным к любви. Только любя, человек открывается всё более и полней для Бога и вместе с Ним становится сотрудником в великом деле спасения. Тогда он словно бы рождается как личность, приносящая мир, являющийся предвестником неба.
 
 
MEDITATIO
 
И нас – безутешных и неуверенных, даже тогда, когда повышаем голос, чтобы оценить самих себя – Иисус одаривает миром. Миром, отличающимся от мира, который даёт мир, или от того, которого мы сами желаем. Без сомнения, это мир гораздо более ценный, мир, который переносит нас в вечность. Подобно как ученикам на Тайной Вечере Он отдал своё сердце и все сокровища жизни, содержащиеся в Нём, также и нам сегодня даёт ключ к своему миру. Он, в свою очередь, показан нам как эффект, как результат Его действий. Ключ мира – любовь, которая создаёт в нас место обитания Бога. Видимым проявлением этого состояния является радость.
Это программа для нас. На сегодня. Навсегда. Простая программа, хотя трудная для реализации. Но несмотря на это её возможно реализовать благодаря дару Святого Духа, живого напоминания об Иисусе, лампы для наших стоп и силе в реализации нашего христианского призвания.
Если мы откроем наши сердца для мира Господа нашего Иисуса Христа, то вначале в нашем внутреннем мире ощутим своего рода хаос. Это может показаться странным, потому что мы думали, что уже не столкнёмся с какими-либо проблемами или противодействием со стороны других людей. Поскольку нам казалось, что Святой Дух внутренне нас успокоит, а между тем... Между тем Его мир оказывается неизвестным нам динамизмом любви, а не идиллическим спокойствием. Если мы откроем для него – этого мира – двери нашего сердца, тогда все братья смогут проходить через них. И притом со всеми своими проблемами. Мы предполагали, что они будут внутренне богатыми, одарят нас своими дарами, а между тем это бедные люди. Вот почему «Отец бедных», Святой Дух, становится в нас Утешителем и Тем, кто учит нас слушать, и притом слушать без предубеждений, всех остальных. Припоминает нам слова Иисуса, становящиеся в нас светом и показывающие путь мира другим братьям. Примерно то же самое, о чём сейчас идёт речь, произошло почти две тысячи лет назад, во время проведения Иерусалимского Собора... Короче говоря, мы принимаем участие в том же самом, всё ещё продолжающемся и непрерывном деле, поскольку мир Иисуса, который излился в сердце каждого ученика, должен распространяться по всему миру. Его цель – это радость и вечная слава, являющиеся даром Бога. А нам была дана возможность участвовать в подготовке этой славы, и притом уже в настоящее время.
 
 
ORATIO
 
В Тебе, и только в Тебе, Господи, наши беспокойные сердца находят отдых. Ты – истинный мир, которого нам не может дать ни мир, ни его тщеславие и ничтожность. Ты – драгоценное сокровище, залог вечного наследия, которого никто у нас не отнимет. Одари нас горячим и искренним желанием вслушиваться в каждое Твоё слово, чтобы мы были готовы к тому, что Ты доверишь нам сделать. В то же время соделай, чтобы мы не слишком полагались на собственные силы, но доверяли силе Твоего Духа, живущего в нас. Это Его движение открывает нас для постоянной молитвы за каждого человека, страдающего вдали от Твоего Лика. Пусть Твоя безграничная любовь пробуждает в нас истинное усердие, чтобы ни один бедный человек не прошёл мимо нас, не найдя в нас утешение и поддержку.
 
 
CONTEMPLATIO
 
А когда придёт Святой Дух, Он научит нас всему (ср. Ин 14,26), и, более того, ещё тому, что грядёт.
«Всё» не означает, что Он скажет вам, как закончится та или иная война или уродится ли пшеница. Нет, речь не о том. «Всё» – означает то, что нам необходимо для истинной жизни Божией, для глубокого познания истины и для осознания испорченности человеческой природы. Подражайте Богу и следуйте по хорошему, святому пути. Многие люди так не поступают, и, если Бог зовёт их внутрь, выходят наружу, а когда зовёт их наружу, заходят внутрь – всё делают наоборот. Через «всё» я понимаю всё, что мне необходимо внутренне и внешне, а именно: глубокое и внутреннее, чистое и чёткое понимание своих поступков, самоуничтожение и тяжёлое осуждение за то, что мы так далеки от истины, и к нашему собственному сожалению – привязываемся к мелочам. Кроме того, Он (Святой Дух) учит нас глубокому смирению и подчинению Богу и всем творениям. Это искусство, в котором помещаются все другие элементы, необходимые для достижения истинной святости: настоящее, не требующее объяснений, но истинное и глубокое смирение не только в словах, но и на деле.
Да поможет нам Бог подготовиться таким образом, чтобы мы действительно получили Святого Духа. Аминь.
Иоганн Таулер Проповедь в IV Воскресенье Пасхи
 
 
ACTIO
 
В течение дня повторяй и живи Словом:
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14,27).