ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД В
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG

LECTIO

 
Первое чтение
из Первой Книги Царств 1,20-22.24-28
 
20Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его. 21И пошел муж ее Елкана и все семейство его [в Силом] совершить годичную жертву Господу и обеты свои [и все десятины от земли своей]. 22Анна же не пошла [с ним], сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда. 24Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца [и хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, [и отрок с ними]; отрок же был еще дитя. 25[И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока] и закололи тельца; и привела отрока [Анна мать] к Илию 26и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; 27о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; 28и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу”.
 
Анна, как и Сара, Ревека, Рахиль, мать Самсона и мать Иоанна Крестителя, была бесплодной женщиной, но Бог услышал её молитвы, преисполненные веры и надежды, подарив ей желанного сына Самуила, чьё имя означает «Имя Бога», или как это определила сама мать «Испросила его от Господа» (ст. 20). Сам библейский текст богат богословским содержанием, и не только потому, что в нём подчёркивается сила Божия, чтобы возродить что-либо из смерти к жизни, из небытия к бытию (ср. Рим 4,17), но потому что он подчёркивает инициативу Бога, который претворяет в жизнь план спасения, основанный на любви.
В первой его части (ст. 20–22) библейское повествование говорит о том, что Елкана и всё семейство посещают храм, но без участия его жены Анны, которая сказала: «Когда младенец отнят будет от груди и подрастёт, тогда я отведу его, и он явится пред Господом» (ст. 22). В то время как во второй части (ст. 24–28) описывается паломничество Анны с маленьким Самуилом в храм в Силоме с целью принесения жертвы и посвящения сына служению Богу, согласно данному ранее обещанию. Ибо Анна знала, что он дар от Бога.
Все дети — это дар от Бога, они принадлежат Господу, а их призвание – это служение Богу. Божий дом станет домом для того, кто освящён, посвящён Господу. Также Иисус Марии и Иосифу откроет в тот день, когда они найдут Его в храме, что Его жилище — дом Божий, и именно здесь начнётся Его миссия всеобщего спасения.
 
Второе чтение
из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 3,1-2.21-24
 
„Возлюбленные: 1Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 21Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 23А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 24И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам”.
 
Святой апостол Иоанн развивает мысль о том, что Иисус является примером для каждого христианина. Праведником, без греха, послушным воле Отца. Верующий человек по-своему уже живёт в праведности и является чадом Бога (ст. 1), и, следовательно, не должен грешить (см. 4–9). Поведение христианина должно указывать на новое рождение. Оно возможно, благодаря любви Бога. Наряду с фактом нового рождения, Святой Дух в христианине выстраивает сыновнее отношение с Богом, что совершается в глубине его сердца. Детство раскрывается во всей своей полноте в созерцании Бога (ср. Мф 5,8).
Выражения, используемые св. Иоанном: «дитя Божие» (ст. 2) и «рождённый от Бога» (ст. 9), указывают на то, чтобы быть новым человеком, призванным следовать к новой жизни. Это возможно в подражании Отцу, результатом чего будет более полное соединение с Ним, до полной идентификации, когда узришь Его «лицем к лицу» (1Кор 13,12). Ценность христианской жизни заключается в том, что мы являемся детьми, верными Его заповедям и спасёнными Им, Тем, который любит нас и достоин нашего упования, и которого можем попросить практически обо всём. В то время как мир, который отвергает Бога и не знает Иисуса, не любит христиан и противостоит царству Божьему и Евангелию.
Заповедь, которую Бог оставил Своим ученикам, ясна: верить в Иисуса и жить в любви к братьям, а, значит, поступать так, как заповедал и показал нам Иисус Христос (ст. 23). Мерой христианской любви является умение жертвовать собой. Кто так поступает, пребывает в общении с Богом, имеет в себе Божьего Духа (ст. 24).
 
Евангелие
от св. Луки 2,41-52
 
41Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50Но они не поняли сказанных Им слов. 51И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков”.
 
Рассказ, описывающий потерю и обнаружение Иисуса в храме, является отрывком, описывающим назаретские будни. Он был размещён в контексте двух кратких описаний, взятых из жизни в Назарете: ежегодное паломничество в Иерусалим, происходящее по случаю Пасхи (ср. Втор 16,16) и возвращение в родительский дом Иисуса, где Он оставался послушным своим Родителям, как и любой ребёнок.
Богословское значение этого события имеет мессианский характер, а жест Иисуса несёт на себе пророческую печать. Иисус утверждает, что Он очень хорошо осведомлен о своей миссии и напоминает о будущей разлуке с Родителями. Когда Мать нашла Его в храме, задала Ему вопрос: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (ст. 48), на что Иисус Ей отвечает: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (ст. 49). Говоря «отец Твой», Мария имела в виду Иосифа; но Иисус, произнося: «Отцу Моему», указывает на Бога Отца. Здесь мы имеем дело с деликатным, но важным сигналом о том, что Иисус превосходит своих Родителей. Он ссылается на первенство принадлежности Богу и первенство личного призвания. Но вскоре после этого Иисус вернулся в Назарет и далее был послушен своим Родителям.
Послушание детей своим родителям — это их обязанность. Более того, оно процветает там, где есть климат роста, развития и личностной зрелости; и, следовательно, там, где признаётся первенство Бога и личное призвание. На самом деле, дети не принадлежат своим родителям, но Богу, и стоят перед задачей реализации личных призваний, которые являются наиболее важными ценностями каждой семьи. Потому также и Иисус покинет свой домашний очаг и будет исполнять волю Отца, то есть заниматься соответствующими для Него Божьими делами.
 
 
MEDITATIO
 
Иисус, хотя и пришёл в мир в человеческой семье, есть как бынад ней, потому что одновременно происходит из глубины тайны Бога. Возрастая в послушании своим земным Родителям, вместе с тем обладает уникальными чертами: скрывает в себе тайну единства с небесным Отцом, а в мире показывает своё особое послание, и делает так, что мир становится всё больше человеческим. Мария и Иосиф ощущали это и принимали со смирением сердца. Каждый христианин в первую очередь дитя Бога и принадлежит семье самого Бога. Великий дар Бога, как пишет св. апостол Иоанн, то, что мы являемся Его детьми: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3,1).
Здесь речь вовсе не идёт о благочестивых желаниях или о том, чтобы произвести впечатление на христианскую общину. На самом деле, мы дети Отца, Который любит нас, хотя в действительности и в полной мере мы не способны понять этот дар. Божье усыновление — это семя и дар, постоянно раскрывающийся в непрерывном возрастании к полноте, которой будет созерцание Бога. Его необходимо переживать, наслаждаться им и развивать изо дня в день, пребывая в вере и любви. Так что мы должны с радостью продвигаться к идеалу, каким для христианина является уверенность: я буду подобен Богу. Однако уверенность в подобии Богу не строится на наших победах или с применением личных усилий. Эта уверенность основана на великодушии Отца, на Его бесценном даре, который Он нам дал, сделав нас своими детьми и призывая нас возрастать в нём в принятии и исполнении Его Слова.
 
 
ORATIO
 
Господи Иисусе Христе, пусть молитва матери Самуила, возносимая к Богу, и молчание Марии после Твоих слов, услышанных в храме в Иерусалиме, когда Тебе было двенадцать лет, помогут нам размышлять и молиться о многих родителях, которые имеют чрезмерную агрессивность по отношению к своим детям. Знаем, что в период достижения подросткового и юношеского возраста дети рассматриваются как личности, принадлежащее только и исключительно семье. Но, однако, когда они начнут ощущать свою свободу, и здесь речь идёт о том, чтобы сделать выбор в жизни, карьере и призвании, начинаются драмы, возникают разного рода напряжённости и доходит до семейных конфликтов.
Господи Иисусе, Ты, имевший опыт послушания и чувство собственной независимости в лоне Своей семьи из Назарета, помоги нам понять, что семья выполняет воспитательную функцию также в отношении введения детей в более широко понимаемое человеческое сообщество. Позволь нам понять, что дети – это не исключительная собственность своих родителей, что они также являются Твоими детьми и что каждый из них имеет своё собственное и конкретное призвание, которое они должны принять и развивать в мире и для мира, особенно когда речь идёт о верующих людях. Соделай нас способными к построению новых отношений в семье и в обществе по Твоему образу и Твоему подобию. И если, правда то, что дети должны быть открыты для широкой действительности семьи, то, правда также и то, что родители не должны закрывать границы, обозначенные детьми, потому что дети не являются высшей ценностью. Наивысшей ценностью являешься Ты сам. Ты, который являешься подателем жизни и всех наших благ.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Всегда огонь любви ребёнок ощущает у себя в груди,
При мысли о том, что сердце Матери страдает вместе с ним:
Царица, Твоё сердце, ах, как я понимаю,
Чтобы обрести мою любовь, сколько слёз пролило!
То, что говорят о Тебе слова Евангелия,
Приблизиться к Тебе и не бояться смотреть,
Так проста основа Твоей жизни,
Жила, страдала, как я, Матерь Спасителя! (...)
 
Там, в земле Египетской, в нищете, сладкая, тихая,
Кажешься мне спокойной, радостной в Своём сердце;
Изгнание? Твоё лоно свободно дышит,
Иисус Твоя родина, Твоё небо, Твоя весна! ...
Но потом опять горькая печаль в Иерусалиме
Наполняет Твою душу, пропал дорогой Иисус! ...
Три дня искала Его повсюду, шепча сладкое Имя;
Это было Твоим изгнанием! Наполненным болью страха.
 
Наконец, находишь Его посреди учителей,
Где Он вызывает удивление у старцев, собравшихся вокруг Него.
И восклицаешь: «О, мой Сын! – обнимая Его дрожащими руками
Я и отец с великой скорбью искали Тебя!»
И когда прижимаешь к себе своё единственное Чадо;
Слышишь прямой ответ Маленького Иисуса:
«Зачем было вам искать Меня? или вы не знали,
что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?!»
 
Евангелие говорит мне, достойный удивленья
Иисус преуспевал в премудрости, и был в повиновении
У Своих Отца и Матери, послушный, жизнерадостный,
Каким только мог быть возлюбленный Сын Марии.
Познала тайну, следуя по Его стопам,
Не только в храм вело Его учение,
О Матерь, Сын Твой желал, чтобы была примером,
Пусть душа, в ночи веры также ищет Иисуса.
 
Если Творец мира дал столько страданий
Своей Матери, что Она умирала от боли и горечи,
То это благодать для нас страдать от изгнания,
А страдание из любви является вершиной сладости!
 
Св. Тереза из Лизье, «Почему я Тебя люблю, о Мария» [май 1897 г.]
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк 2,49).

LECTIO DIVINA - РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ВРЕМЯ ГОД В