ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ГОД Б
  • 1Сочи.jpg
  • 2.JPG
  • 3.JPG
  • 6 (2).JPG
  • 8 (2).JPG
  • 8.JPG
  • 9.JPG
  • 23.JPG
  • 31.JPG
  • 40.JPG
  • bn_1.JPG
  • boze_narodzenie_2013_14 (3).JPG
  • DSC_0015.JPG
chrzest panski2LECTIO
 
Первое чтение
из Книги пророка Исаии 55,1-11
 
„Так говорит Господь: 1Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. 2Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. 4Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. 5Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. 6Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. 7Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. 8Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. 10Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — 11так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его”.
 
Пророчество пророка говорит о вечном завете, который Бог предлагает людям. Его послание обращено ко всем, а особенно к бедным, жаждущим и голодным. Поэтому представлен образ эсхатологического праздника мессианской эры. Бог желает, чтобы припомнили себе обетования, данные отцам, Аврааму и Давиду, наследниками которых стал избранный народ (ст. 3-4). Более того, Бог хочет, чтобы также подумали о возвращении из вавилонского плена, о необходимости открытости сердец для покаяния и о принятии Его прощения (ст. 6-11). И вот мы сталкиваемся со своего рода богословием "нищих Бога" (=anawîm), тех, кто, нуждаясь в Боге, вверяются Ему с полным и безоговорочным доверием и абсолютно без остатка.
Второисаия выражает свои мысли, ссылаясь на образ праздника, который является временем радости, счастья и удовлетворения человеческих желаний. Единственное условие, которое должно быть выполнено для того, чтобы участвовать в таком празднике, это слушание слов Бога: „Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша” (ст. 3). Они - слова Господа – являются истинным источником жизни и мудрости. Слово Божье настолько действенно и в деяние обращает то, о чем раннее было сказано, подобно дождю, падающему с неба, который возвращается только тогда, когда напояет землю (ст. 10-11). Чтобы это понять, необходимо всего лишь припомнить историю из прошлого, являющегося господином жизни. Хотя бы историю Авраама, завет которого, заключенный с Богом, был сильным и красноречивым свидетельством для его народа, и опирался на внутреннем убеждении людей и на верности в любви. Однако пришло время для обновления завета с Богом. Теперь все народы придут в Иерусалим, поскольку будут притянуты святостью жизни людей, которые останутся верными Божьим планам. Таким образом, произойдет истинное обращение всех, благодаря чему все будут жить в единстве с Богом без необходимости поиска ложных путей этого мира.
 
Второе чтение
из 1 Послания св. Апостола Иоанна 5,1-9
 
1Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 2Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. 3Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. 4Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. 5Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? 6Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. 7Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. 8И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. 9Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем”.
 
Евангелие
от св. Марка 1,7-11
 
„В то время: 7Иоанн проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым. 9И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.
 
Личность Иоанна Крестителя, который был показан в тексте Марка, имеет характерные черты истинного пророка. Он человек бедный и строгий, провозглашающий слово Божие, но не зависящий от окружающего мира. Ему также чужд преобладающий менталитет. Итак, Иисус, смешавшись с толпой, стоит перед ним, но Иоанн итак узнает Его и указывает на Него, как на кого-то гораздо более сильного, чем он сам: „Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его” (ст. 7). В такой ситуации Иисус, как каждый человек, идет к Иоанну, чтобы принять крещение покаяния. Тем самым со смирением разделяет с нами нашу судьбу, судьбу грешников, потому что Он Сам стал грехом для нас (ср. 2Кор 5,21). Затем можно услышать голос Отца, непосредственно направленный к Сыну, говорящий о Его чистоте и подчеркивающий Его божественную природу: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (с. 11).
Обратим внимание, что человеческая и божественная природа, присутствующие в Иисусе, вместе образуют совершенное целое. Иисус Христос - истинный человек и истинный Бог. Также поэтому крещение Иоанна Крестителя отличается от крещения, практикуемого Иисусом. Крещение Иоанна - это крещение "водою", в то время как крещение Иисуса – это крещение "Святым Духом" (ст. 8). Хотя Иисус был крещен Иоанном, но когда выходил из воды, Дух Святой сошел на Него и облачил Его своей властью и силой, необходимой для выполнения ожидающей Его миссии. Это Он "Отрок", наполненный Духом Божьим (см. Ис 42,1). Однако Он вышел из воды не так, как Моисей из вод Нила, но как Мессия из вод Иордана (см. Ис 63,11). Он будет вести свой народ к плодородным пастбищам мира, спасения и справедливости (ср. Ис 63,14).
 
 
MEDITATIO
 
Можно сказать, что Израиль уже давно ожидал прихода Мессии, единого Слова Отца. Впрочем, именно это было неоднократно обещано израильтянам одновременно с заключенным заветом, предложенным им Богом. Эти обещания, также как и сам завет, припоминались - можно сказать - официально и были полностью реализованы в Личности Сына Божия, и именно тогда, когда Пророк из Назарета, как каждый грешник, присутствующий на берегу Иордана, пребывая в ожидании крещения покаяния, смешался с толпой людей. Да. Безгрешный стал грехом для спасения человека, чтобы тем самым свою божественность прикрыть человечностью и обожествить ее.
Это событие, которое должно быть образцом для всей Церкви на пути свидетельствования среди людей. Церковь должна быть солидарна со всем человечеством, покрытым слабостью и грехом, для того, чтоб с помощью даров Святого Духа и святости жизни преобразовать его в богатство перед Богом. Погружение Церкви, как и каждой христианской общины в грешный мир, в котором живут люди, является приглашением, адресованным каждому христианину, чтобы не скрываться в мире из-за страха осквернения, но чтобы всегда появляться в нем чистым и без единого пятнышка, и тем самым свидетельствовать о Евангелии Иисуса Христа. Именно так Бог призывает всех к радикальным переменам в жизни и к вере в Слово Того, Кто дал нам окончательную истину, касающуюся Отца (см Мк 1,15).
 
 
ORATIO
 
Бог наш и Бог отцов наших, используя слова пророка („Жаждущие! идите все к водам...”: Ис 55,1), призываешь нас к слушанию Твоего Слова. Для нас эти слова являются указанием на Иисуса, на новый храм, мессианский храм, из которого в будущем для человечества потекут полноводные реки живой воды (ср Иез 47,1-2.12; Зах 13,1; 14,8; Пс 78,15-16). Также слова, сказанные евангелистом („из чрева потекут реки воды живой”: Ин 7,38), являются предзнаменованием Голгофы. Там из пронзенного копьем бока Христа проистекла „кровь и вода” (Ин 19,34). Иисус, Бог наш, является наиболее ярким образом Твоей любви ко всем нам. Из Его пронзенного сердца бьет постоянный источник жизни. Из него всегда можем черпать воду, которая является Твоим Словом. Этим Слово мы должны наслаждаться и впитывать его в себя для того, чтобы иметь участие в счастье и в этой жизни.
Боже Отче! Прекрасно знаем, что существует два периода откровения: время Иисуса и время Святого Духа. Если с одной стороны Иисус открывает перед нами мир веры, то с другой обещает действие Святого Духа, который оживит наши сердца, сердца верующих учеников. Отсюда следует, что мы можем верить, можем познавать Иисуса, но при одном условии: подчинение действию Святого Духа, Духа истины, Которого Иисус послал после своего возвращения в Царство Отца. Таким образом, единственная личность, на которую стоит рассчитывать в данном случае - Мессия. Единственный обязательный Закон - Слово, провозглашаемое Иисусом. Потому что Он, обитая среди нас, приблизил его своей жизнью и своими деяниями.
О Боже, соделай нас людьми, которые будут нести истину другим.
 
 
CONTEMPLATIO
 
Что за великая вещь любовь, если только она обращается к своей причине, если направляется к своим началам, если возвращается к своим истокам, чтобы черпать из них непрестанно и вновь разливаться потоком! Изо всех движений души, изо всех её чувств и переживаний, только любовь позволяет творению отвечать своему Творцу, если не как равный равному, то хотя бы во взаимном подобии. Ибо, когда Бог любит, Он не желает ничего иного, как только быть любимым. Он любит для того, чтобы Его любили, зная, что любящие Его обретут в самой этой любви полноту радости.
Любовь Супруга, или, скорее, любовь, которая и есть Супруг, ждёт лишь взаимной любви и верности. Да будет же позволено и той, которую Он одаряет своей любовью, любить его в ответ. Как же могла бы не любить та, кто является супругой Любви? Как можно не любить Любовь?
(...) Ибо не хлынет с тем же изобилием поток любви у любящего и у Любви, у души и у Слова, у супруги и у Супруга, у Творца и у творения: разница не меньше, как между жаждущим существом и источником.
Так что же? Должно ли угаснуть и полностью исчезнуть у супруги желание увидеть свою свадьбу состоявшейся? Желание, которое выражают её вздохи, сила её любви, её полное доверия ожидание, будет ли это всё обращено в ничто из-за того, что она не может сравниться в беге с гигантом, и что она не может соревноваться в сладости с мёдом, в кротости с ягнёнком, в белизне с лилией, в сиянии с солнцем, в любви с Тем, Кто Сам есть любовь? — Нет, ибо даже если творение любит меньше в силу своей ограниченности, но если оно любит всем своим существом, то его любви ничего недостаёт, ибо она включает в себя всё
Св. БернарКлервосский,Слово 83
 
 
ACTIO
 
В течение дня часто произноси и живи Словом:
„Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк 1,8).